Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


Благодарю. [-]

Автор: taciturn
Дата: 10.12.09, @14:48

  ' Меня давно эта тема беспокоит - и, повторяюсь, думаю, многие ослеплены, и дело в том, что либо насмотрелись советских фильмов (которые привириали), либо родители всё-таки скрывали правду.
'
' +++"фабрика советских грёз" работала исправно, но иногда проскакивала "правда жизни", которую, впрочем, пытались сразу же положить на полку.
'
'
' Ибо у подрастающего поколения есть ностальгия по советскому времени, ностальгия, которая совпала по времени с их советским детством.
' Это понятно. Сладкое беззаботное детство.
' Я не понимаю, почему в этот эмоциональный круг у большинства включается идеология? А именно идеология гегемонии классов, так искорёжившая и души, и историю нашей многострадальной страны. Которая в воспоминаниях перелицевалась в "любовь к СССР, а СССР - наша Родина". Вот эту связку - Родина и СССР нужно разрушить. Ибо ничего гаже СССР я в своей жизни не переживал, причём довелось мне поработать и в КГБ, и в медицине, и в ЛТП, и в НИИ, то есть был я внутри системы - не "созерцателем-художником-которого-любой-обидеть-может". Смерть Андропрова встретил старлеем КГБ.
'
' +++Помню, как в детстве просыпался утром с чувством абсолютного счастья - потому, что я родился в СССР – «надежде всего прогрессивного человечества», а не где-нибудь на «загнивающем Западе», где эксплуатируют трудящихся и притесняют по расовому или иному признаку. «Промытые мозги» в сочетании с отсутствием достоверной информации надолго законсервировали представления о стране и мире и только благодаря молодым, отчаянным учителям в старших классах школы узнал о существовании самиздата и передававшихся по рукам толстых журналов с не то, чтобы запрещённой, но нежелательной литературой.
' Родители, видимо насмерть напуганные возможными репрессиями, устроили мне выволочку, найдя перерисованную мной карикатуру из газеты International Gerald Tribune, каким-то чудом попавшую в мои руки. Потом уже от тестя, тихо ненавидевшего режим и обладателя большой библиотеки и дореволюционных изданий и артефактов, а также полной коллекции журналов "Америка" узнал о многом. Это легло на уже подготовленную 70-ми гг. почву: "дети цветов" - хиппи, рок-музыка, сексуальная революция, англомания, эфир "вражеских голосов". Но представить себе, что когда-нибудь смогу увидеть не только Америку, но даже какую-нибудь Болгарию было совершенно невозможно.
' Кстати, про КГБ. Поступить туда работать - считалось вытащить козырного туза в этой жизни, как-то не связывалось с работой в "преступной, кровавой организации ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСК-ФСБ"... Наоборот, для сотрудничества с ней отбирались лучшие будущие учёные, журналисты, юристы, дипломаты... ставшие теперешней элитой общества и клеймящие "ту проходную, что в люди вывела меня".
'
'
' Вынужден исписаться хаотично, но искренне - тут нет ни капли лжи или передёргиваний. Просто поверьте.
'
' Я родился в 1959 году. Я помню, как выглядели, как одевались, чем питались люди в начале 60х годов. Покупка 25 или 50 граммов сливочного масла в гастрономе выглядела обычным делом. 200 грамм никто не покупал - дорого. Но часто и на эти 50 грамм не было денег. Пенсия у моей всю жизнь проработавшей бабушки была 16 рублей. По наступлении пенсии устроилась носить телеграммы, чтобы заработать ещё хоть что-нибудь. Ощущение вечной нужды и разговоры, где занять/кому отдать - помню с детства. Правда, пенсию к 1970м прибавили - 48 рублей, по-моему. У второй, всю жизнь прогорбатившейся в колхозе - вообще никакой пенсии, только потом уже колхозникам выдали паспорта и мизерную пенсию. У колхозников до 60х годов не было паспортов - они были крепостные. То есть они не могли уехать в город и найти работу. Платили трудоднями, а не деньгами - то есть проработал день (1 трудодень) - получи за него столько-то сена, или дров, или молока.
'
' А я в 1956-м.
' Да, какое там сливочное масло, в пищу, в основном, употреблялся маргарин и жиры, создававшую при жарке невыносимую вонь.
' Сказать, что большинство питалось скудно – ничего не сказать. Многие продукты были не просто недоступны из-за ограниченного выпуска, их просто не существовало в принципе. Анекдот тех времён: «Где у вас, в Москве магазин «Принцип»? – «??» – «Говорят, в Москве, в принципе, всё есть!»
' Недавно на радио задали вопрос: что значит слово «перелицевать»? Никто из молодёжи не смог дать определения. А в советские годы это было весьма распространённым методом продления срока службы верхней одежды – перешивание верхнего платья с выворачиванием драпа (сукна и т.д.) наизнанку. Часто эта процедура проделывалась с родительской одеждой для детей, которым новая одежда часто вообще не доставалась (они донашивали одежду счастливых первенцев). Тогда советские трудящиеся действительно представляли "серую массу" похоже в своей убогости одетых (Ив Монтан, сцуко, оттянулся на женских трусах с начёсом советского образца, представив их западной публике с комментарием, что это главное препятствие для повышения рождаемости в СССР). Впрочем, мы таки отличались в лучшую сторону от китайцев периода "культурной революции", которые все как один ходили в одинаковых ватниках, стёганных брюках и шапках-ушанках.
'
' При Хрущёве, помню, не было ни хлеба, ни макарон. Зато везде продавались кукурузные хлопья в пакетиках. Я помню, как меня родители году в 63м будили в 6 утра, чтобы со мной занять очередь за этими макаронами - давали их подушно, сколько-то в руки. Раз в неделю. Ибо при Хрущёве решили растить кукурузу по всей стране, пшеницы не хватало, а кукуруза росла плохо или не росла - климат не тот. Поэтому и мяса не было - нечем кормить скотину.
'
' +++Помню эти кукурузные хлопья, обсыпанные сахарной пудрой, в пустом магазине на Народной, предрассветные очереди за мукой и кукурузный хлеб, который был очень мягким и воздушным, но черствел мгновенно. «Кукуруза – царица полей!» без иронии восклицали в кинофильме «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён». Собственно хлебный кризис и беспорядки в Новочеркасске послужили поводом к его свержению.
'
'
' При Брежневе чуть стало получше, с продуктами, но не намного, и переменно. Мясо было только в Москве. Люди из ближних областей ездили по выходным в столицу за продуктами. Анекдот - "длинное, зелёное, колбасой пахнет = электричка". Из Ярославля 4 часа в один конец, ездили регулярно, самый минимум - 2 раза в месяц. Холодильников у многих не было, в домах были обустроены ящики под кухонными окнами, там хранили продукты, зачастую в воде, чтобы не так бысто портились. Помимо бытовых трудностей постоянно нагнеталась истерия о грядущей войне, газеты и ТВ всё время твредили про американских агрессоров, размахивающих ядерной дубиной. Да и продукты потом стали исчезать бесповоротно. Про идеологию, культуру я не хочу говорить. Включишь утюг - там Зыкина поёт или композиция музыкальная "Хлеб Всему Голова".
' Огромные красные буквы СЛАВА КПСС всюду, везде, и тусклые, мертвецко-зелёные фонари. Жёлтых фонарей при советской власти не существовало. Были ртутные. Сугробы, снег, метель, замёрзшие трамваи с фигурками в драповых пальто.
'
'
' +++Нефтедоллары, особенно щедро поступавшие до энергетического кризиса 70-х, позволили закупать по импорту продукты (в первую очередь, мясо), одежду и обувь. Но, деликатесы были доступны либо партийно-хозяйственной элите в спецраспределителях, либо обладателям валюты в немногочисленных продуктовых «Берёзках». Даже «инженеры человеческих душ» были вынуждены использовать нелегальные каналы, «связи», чтобы купить не то, чтобы какие-нибудь шейки лангуста, а простую банку растворимого кофе «Моккона» или сыро-копчёную колбасу (её называли «твёрдой» или «сухой»). Сам я впервые узнал о существовании таких копчёностей как карбонат, балык, бекон, попробовал чёрную икру и красную рыбу (не по цвету, а по названию: белугу, калугу, осётра, стерлядь) в студенческие годы у подружки, отец которой проходил впоследствии по делу «Гастроном», которое вели Гдлян и Иванов. К ней на квартиру приходили такие персоны, как Л. Зыкина, И. Переверзев (сам видел и слышал), чтобы разжиться каким-нибудь деликатесом. Интересно, что вся насквозь искусственная консервированная ветчина в красочной банке была предметом вожделения, в то время как, теоретически можно было купить в магазине «окорок тамбовский на кости», в который, впрочем, нарезали много жира и кожи (крик продавщицы: «а куда я это дену!!!»)
' Если какие-никакие деликатесы, распределяли к праздникам по предприятиям «в наборах», куда добавляли ненужные, неликвидные продукты, то одежду и обувь можно было получить или в награду за «ударный труд», или «вытянуть» в лотерее, проводимой среди коллег. Если же «товары народного потребления» поступали в открытую продажу, то возникали многокилометровые очереди и дельцы, готовые продать очередь. Припоминаю, как простоял в ГУМе за женскими туфлями ровно шесть часов. (Правда, ровно шесть часов простоял в пробке в последний снегопад).
' Мебель, бытовая техника и электроника (и, страшно сказать, автомобиль!) требовали гораздо больших усилий, денег, времени. Но на это не жалко было потратить жизнь
'
' При Андропове исчезло масло, сыр, молоко. Оставлся хлеб и кильки в томате.
' Понмю, в офицерских наборах продавали "тешу лосося" - то есть срез с брюха, где рёбра. То есть рёбра, шкура и чуть-чуть мяса. При Хрущёве, кстати, были такие экзотические продукты, как "китовая кобаса" (из китовьего мяса, достаточно противная, с характерным вкусом) и "вымя коровье" - дешёвая замена мясу.
' Да, при Андропове джаз легализовался - стали появляться джазовые пластинки и проводиться джазовые фестивали - поскольку Андропов любил джаз.
' Каково? А если бы он любил рэп? Зато появились мохеровые шарфы и шапки, дублёнка стала символом жизненного успеха. Грузины, кстати, самые наглые и вызывающе понтовитые из тогдашних представителей народов СССР, в своих Волгах возили у заднего стекла фотоаппарат "Зенит" как символ достатка, а на радиатор прибивали подкову. В народе жила всеобщая уверенность что домашний телефон (он был лишь у 25%% населения) прослушивают, поэтому старались разговаривать сухо и только на бытовые темы, на работе дедуктивным методом вычислялись стукачи. Более-менее свободно чувствовал себя простой рабочий класс, которому дозволялось выпивать гнилушку по 92 копейки или на заводе выгонять суррогатный спирт из клея БФ с помощью солёной воды и сверлильного станка. Тех же, кто спивался, отправляли на 2 года в ЛТП, то есть разновидность тюрьмы общего режима, на принудработы, мало помогало, впрочем.
'
' +++у меня перед глазами стоит картинка - пивной бар советской поры "в шаговой доступности" - дощатая палатка в окружении "барных" столов на открытом воздухе, грязная, замусоренная, заблёванная, зассанная территория и огромная очередь из гегемонов, люмпенов и гнилой интеллигенции. Лишённые брезгливости пили, ели и тут же справляли нужду, обладающие чувством прекрасного наполняли трёхлитровые банки (а впоследствии даже пластиковые пакеты, sic!), похожей на мочу жидкостью, гордо называемой пивом. Сорта у пива не было - всё в розлив шло как "жигулёвское" - и имело два состояния: "пиво есть!" и "пива нет!" Анекдот из тех времён: Продавщица: "Пиво неразбавленное - буду недоливать!!!"
'
' Ещё деталь - решил ты развестись, к примеру - тебя "пропесочивали" на партсобрании, лезли своими партейно-заскорузлыми пальцами в твою личную жизнь. Позоришь образ советского человека - строителя коммунизма.
'
' +++собственно, это заметил ещё А. Платонов - коммунистическая мораль, практика общественной жизни была подобна религиозной. "То же партсобрание - как всенощная - попробуй пропусти"...
'
' Нормальной, вполне нормальной, в рамках морали, была практика, когда жёны жаловались на гулящих мущжей в партком или профком, в зависимости от того, партеец ли был супруг.
'
' Горизонт профессионального успеха для советского человека - стать начальником, либо цеха, либо отдела, либо по партейной линии. "Творческая интеллигенция", питавшаяся с руки властей, мозолила с экранов и газет, Иосиф Кобзон, Сергей Сартаков, Сергей Герасимов и иже с ними, кто их теперь вспомнит, а в целом к сваободно-творческим т-щам относились как к тунеядцам и идеологически гнилым. С недоверием. Иногда сажали по 209 (тунеядство)
'
' Много чего могу ещё вспомнить. Писать много, и так всё ясно.
'
' Вот вам органолептическое, чтоб "выпукло" очертить...
'
' Промозглый ноябрь/декабрь, сырой, тёмный, залитый зелёно-фиолетовым цветом фонарей, из распахивающихся дверей пельменных разит кислой капустой и грязными тряпками, мимо по пустым улицам проезжают чёрные машины, обдавая грязной кашей, у ресторана очередь из ЛКН в кепках-аэродромах и мохеровых шарфах напоказ, где-то тихо говорит диктор Кириллов, зачитывая постановление Президиума Верховного Совета ССР "о мерах по преодолению разгильдяйства в сельском хозяйстве и устранению отдельных недостатков по сохранению озимых". Люди бредут молча, уставив голову вниз, ибо скользко, в руках у женщин сетчатые авоськи, в каждой руке, набитые нехитрой снедью, которую "выкинули" в гастрономе. Мужчин мало - вообще мало. Одни женщины в чёрных драповых пальто с лисьими воторниками, торопятся домой...
'
' +++ну да, ну да... ЛКНы или, как их тогда называли, "нацмены" - национальные меньшинства, процветали и тогда: цеховики, спекулянты, воры в законе делали свои состояния не на мандаринах и кинзе. Кстати, не продававшиеся в принципе лимузины ГАЗ-14 a.k.a. "Чайка" иногда невероятным образом оказывались в частном владении (я жил у хозяйки такого авто в Батуми), и, даже, не только у В. Высоцкого, но и у простых "трудящихся Востока" можно было увидеть, вы не поверите, иномарку!
'
' Вот обычный вечер обычного дня, такого же, как сегодня, но года так 79-го - сколько вам тогда было, камрады?
' А мне - 20, и мои ровесники уезжали умирать в Афган.
'
' +++я узнал об этом сразу после событий в дворце Амина - дядя хоронил, как он сказал, "оперативников". Но истинные масштабы трагедии остались надолго закрытыми. Я, как офицер запаса, по разнарядке военкомата, собирал для них сведения о призывниках, "желающих выполнить интернациональный долг в ДРА" по месту жительства последних - был отбор!!! Не все из них были геройского вида или стати, но все верили, что их пошлют на правое дело...
'
'
' Понятно, почему я не люблю СССР? И "не люблю" - это очень мягко сказано...
'
' +++сложно всё это... тяжело отделить в сознании убогое, рабское, унизительное для мыслящего человека существование и радостное чувство юношеской свободы, веры в завтрашний день, в свои возможности, в любовь, наконец...

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: