Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


и не очень (+)

Автор: Филипп3
Дата: 22.08.13, @13:43

  ДЕМУРА: Хорошо. Теперь перейдем к более грустной части программы: плохой сценарий.

КАГАРЛИЦКИЙ: Плохой сценарий – это когда разрушительные процессы продолжаются, а вот этого самого очистительного потрясения не происходит.

ДЕМУРА: Народ безмолвствует.

КАГАРЛИЦКИЙ: Народ безмолвствует. Элиты разбираются между собой с нарастающей степенью агрессивности. Провинциальная бюрократия дезориентирована и сначала прячется, а потом начинает решать проблемы в индивидуальном порядке.

Вот обратите внимание, что после 1998 года, фактически до очередной политической пересменки (скажем так), возникла такая штука, под названием: «Отечество – Вся Россия». Что это такое было? Это в провинциальной бюрократии поняли, что центр их совершенно уже сдает, что Москва решает свои проблемы самостоятельно, и они горизонтально объединились, стусовались, так сказать, и, кстати говоря, этим серьезно напугали Москву на тот момент. Причем заметим – это не сепаратизм. Это совершенно другое.

ДЕМУРА: Это внутриэлитарный сепаратизм такой.

КАГАРЛИЦКИЙ: Нет, это все-таки создание некой альтернативы центру на основе горизонтальных связей. Который, вот этот вариант, может создать новый центр в перспективе, свой вырастить и сказать: «Ребята, подвиньтесь, пожалуйста».

А, кстати, не факт, что «Отечество – Вся Россия» – это был такой уж хороший проект. Я просто говорю по факту, по методике. Он создал некоторую ситуацию вызова, и обратите внимание – сколько потребовалось времени Кремлю, чтобы потом все это нормализовать. Как делали «Единую Россию» для того, чтобы все немножко что-то дать, уступить, так сказать, успокоить. И ведь «Единая Россия» – это не то, что всех загнали. Всех, конечно, загнали, но загнали ценой определенных уступок, определенных шагов навстречу региональным элитам.

И что сейчас происходит? Очень интересно, потому что региональные элиты опять загнаны в такой же точно угол, даже хуже. Повторюсь, ситуация с потенциальными банкротствами регионов – это очень серьезно. Но при этом я пока не вижу ничего подобного в наращивании горизонтальных связей. Региональные бюрократии между собой пока не общаются или боятся, потому что их еще и запугали.

И вот это очень опасно. Потому что если бы они смогли объединиться, то они могли в определенный момент противопоставить Кремлю что-то свое и сказать: «Вот, другой вариант». Но они пока на это не идут, и каждый выживает в одиночку. А каждый выживает в одиночку – это значит, что каждый погибает в одиночку. И вот это – реальная угроза, в том числе, угроза распада для страны. Потому что…

Я не говорю о распаде политическом. Понимаете, мы говорим: «Вот, распад». Это что, будет у нас снова какое-нибудь Владимирское княжество? Нет, конечно. Но экономические связи-то разваливаются. И это, в общем, достаточно странная вещь, даже если формально никто на политическое единство государства не посягает.

ДЕМУРА: А, скажем так, по каким реперным точкам можно будет судить, по какому пути пошло развитие ситуации? И какой путь вы видите наиболее вероятный?

КАГАРЛИЦКИЙ: Я все-таки скорее оптимист, но это будет видно действительно в течение нескольких уже месяцев. Почему? Потому что… Я бы сценарий нарисовал примерно такой: что первым этапом, первой реакцией на кризис будет на самом деле как раз усиление неолиберальной политики.

ДЕМУРА: Ну, это мы уже видим. Потому что, если я не ошибаюсь, тот же человек, который спас страну, по-моему, Белоусов, да? Еще один экономист тут есть такой.

КАГАРЛИЦКИЙ: Да, есть такой человек.

ДЕМУРА: Он уже вроде назначен начальником по кризису.

КАГАРЛИЦКИЙ: И более того, это может привести к тому, что будет реорганизовано Правительство. Может быть, даже сменят и…

ДЕМУРА: Козлы отпущения всегда должны быть.

КАГАРЛИЦКИЙ: Могут даже сменить и премьера. А я, кстати, не исключаю, что на определенном этапе могут и президента поменять или обойтись без президента как-то. Но это, кстати, на самом деле радикально ничего не меняет.

ДЕМУРА: Не поменяет, конечно.

КАГАРЛИЦКИЙ: Опять же, интеллигенция говорит: «Ох, ох». Первое лицо их раздражает. Ну, их раздражает – это их личные проблемы, что их раздражает первое лицо.

ДЕМУРА: Да.

КАГАРЛИЦКИЙ: Ну, вот получат они какое-то удовлетворение моральное, что первое лицо скажет: «Знаете что? Мне это надоело».

ДЕМУРА: «Дорогие россияне».

КАГАРЛИЦКИЙ: Да. «Дорогие россияне, я поеду отдыхать. Буду отдыхать где-нибудь без вас».

ДЕМУРА: С другом Сильвио.

КАГАРЛИЦКИЙ: И все, и они… Радуйтесь, господа. Вот вы просили – пожалуйста, вот первого лица нет, вообще никакого лица нет. А что потом?

ДЕМУРА: А от этого что – вам есть на что жить или, может быть, наполнятся магазины импортными товарами снова? Нет.

КАГАРЛИЦКИЙ: В том-то и дело. И вот это долгожданное счастье – они его дня два попереживают, а потом выйдут на улицу.

ДЕМУРА: Кушать хочется.

КАГАРЛИЦКИЙ: И увидят очень неприятные картины на этой улице. Так вот, но дальше все-таки мне кажется, что на определенном этапе вот этот, так сказать, поворот, углубление либерального сценария – он наткнется все-таки на нарастающее сопротивление: и снизу, и еще раз говорю – внутри бюрократии и даже каких-то частей бизнеса. Потому что все будут понимать, просто из чувства самосохранения, что нужно восстанавливать государственность. Причем восстанавливать всерьез.

ДЕМУРА: И правопорядок, для разнообразия.

КАГАРЛИЦКИЙ: Реально этим заниматься. И без каких-то мер, кстати говоря, технически достаточно авторитарных, даже если они будут вполне демократично проводиться при массовой поддержке, все равно обойтись будет нельзя.

ДЕМУРА: А какие меры?

КАГАРЛИЦКИЙ: Во-первых, все-таки, вы знаете, мой друг Василий Колташов, который у вас тоже бывает, он сказал замечательную… Опять же, извините, сказал про гильотину. Но любимая тема у меня, увлекался я французской историей.

ДЕМУРА: Ну, не случайно на самом деле.

КАГАРЛИЦКИЙ: Да. Так вот Василий сказал: «Ну а что? На первые полгода, если придет к власти прогрессивное Правительство, нужно поставить в центре столицы гильотину».

ДЕМУРА: На лобное место.

КАГАРЛИЦКИЙ: Да. «И на полгода более или менее ситуация успокоится. За эти полгода нужно будет придумать, что делать дальше». Это, конечно, шутка из таких мрачных. Но, тем не менее…

ДЕМУРА: Почему мрачных? У нас бюрократии – дай боже.

КАГАРЛИЦКИЙ: Да-да-да.

ДЕМУРА: На полгода хватит.

КАГАРЛИЦКИЙ: На полгода хватит. Но, тем не менее, действительно там нужно будет очень быстро проводить и административную реформу, и определенные ренационализации. Причем повторяю – ренационализировать будет, может быть, почти уже нечего, потому что ренационализация примет форму восстановления из руин тех объектов, которые никто уже даже не будет отстаивать, не то, что будет отбирать у частника. Нет – он их сам отдаст.

ДЕМУРА: Пример империи Дерипаски – уже трещит по швам.

КАГАРЛИЦКИЙ: Да. Знаете, был замечательный эпизод в Иране, во время исламской пресловутой революции, когда Ассоциация строительных компаний Ирана… У власти был формально Хомейни, но еще там Банисадр был, такой промежуточный был режим. И Ассоциация строительных компаний потребовала от правительства немедленно себя национализировать. Причем не просила никакой компенсации, только: «Наведите порядок». Потому что ничего не работало.

Единственный способ – ввести это в государственную структуру, где наведут элементарный порядок, дисциплину восстановят, и все будет опять работать, понимаете? И я не исключаю, что так будет у нас.

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: