Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


Про "Стиляг"

Автор: taciturn
Дата: 26.01.09, @02:06

  Вот и доросли дети до взрослых бюджетов (десятки миллионов долларов)
В смысле — деньги освоены. Кино снято.
Вопрос — будет ли успех?
Не просто прибыль, но уважение и любовь аудитории.
Состоялись ли потомки советской (кино)номенклатуры как личности?
Судя по деньгам, которые им доверяют — люди вполне взрослые.
Судя по фильмам — детский сад.
Причина?
На мой взгляд и Тодоровский (мл), и Бондарчук (мл) никуда не продвинулись с тех позиций, которые заняли в Советском Союзе их отцы.
Позиции крепкие, надежные, денежные — ведущие режиссеры страны.
Советский режиссер (тем паче — ведущий) — это не профессия.
Это звание. Почетное и пожизненное. Передаваемое по наследству.

СССР давно нет, а фамилия работает.
Деньги текут рекой. Вернутся ли?

Судя по провальному старту «Стиляг» (3,38 млн $ — первый уикенд) — вряд ли. Вернуть вложенные 15 млн $ будет сложно.
А на что рассчитывали?
Что, собственно продают зрителю?
Оставим в стороне мишуру, типа, «мюзикл», «история о молодых людях, которые не хотели быть как все», «все поют» и т.д.
По сути, история довольно подлая. И откровенная.

Прежде о подлости.
Комсомолец влюбляется в яркую девушку. Эта любовь не только перековывает его в стилягу, но и дарит несколько запоминающих моментов, коренным образом меняющих его жизнь.
Самый принципиальный — комсомолец теряет невинность и готов ради этой девушки на все.
Секс приводит к беременности.
От беременности яркая девушка разрешается черным младенцем.
Комсомолец в шоке. Он понимает, что его обманули. Но не понимает — где.
Окончательно морочит голову парню его отец, который заявляет, что черный младенец — «наш»

История происходит в 1955-м.
В 1945 этот отец, вернувшись с фронта, застает жену, нет не с негром, а со своим белым.
Этого, впрочем, достаточно, чтобы выгнать жену и в одиночку воспитывать двух сыновей.
В 1945-м кое-какие принципы у отца есть.
Десять лет беспробудного пьянства и игры на гармошке (какие к черту башни-излучатели из «Обитаемого острова»!) не проходят даром.
То, что было плохо лично для него, не выглядит таким уж страшным для сына.
Пущай будет негр. Нормалёк!
Папаша зачеркивает судьбу сына своими руками.
Это советское воспитание (по Тодоровскому)

Истории о черном младенце в отечественном кинематографе более 70-ти лет.
В фильме «Цирк» ситуация была более честной.
Героиня приезжала с черным младенцем в Советский Союз. Никого не обманывала. И приятие ее таковой — личный выбор главного героя.
Здесь на героя давит отец.
Проблема отца, как и героя, в происхождении.
Простые русские люди. Работяги с широкой душой.

Душа.
Иного объяснения у поступка отца нет.
И не нужно.
Русские интересны своей алогичностью, стремлением к извращениям и саморазрушению.

Но есть в фильме и другой отец, демонстрирующий иную модель воспитания
Представитель номенклатуры (дипломат) натаскивает своего сынка на иную, отличную от советской, жизнь.
Поначалу высокопоставленный отпрыск сбил с пути истинного пролетариев и интеллигентов, обратив их в стиляг.
А потом, ради карьеры дипломата, легко отрекся от товарищей. Подстригся, переоделся и уехал в Америку.
Как велел отец, так и сделал.
Хоть и низко, но правильно.
Никто паренька не осуждает. Отдавая отчет, что на его месте поступил точно также.
Кто ж откажется от Америки!

В этом и состоит главная подлость истории, рассказанной о молодых и для молодых.
Стиль жизни номенклатуры подан, как единственно верный в условиях СССР — делай, что хочешь, но помни, есть служба, ради которой будь готов сдать всех.
По большому счету, лишь номенклатура могла себе позволить быть «не такими как все» И была таковой.

Но режиссер идет дальше, разоблачая эту самую номенклатуру.
Не знаю, насколько осознанно делает это Тодоровский, но за такую откровенность заслуживает уважения.

Через год сынок дипломата возвращается из Америки с печальным известием — в США стиляг нет.
Это правда.
В США они (те, кто носит яркие наряды и играет джаз) называются неграми.
Будущий советский дипломат этого не знает, вводя в заблуждение своих московских товарищей.
Он такой же дипломат, как и Тодоровский — режиссер. Назначен.
Кем, за что и с какой целью?
Они и сами не знают.

Не знает советский дипломат об отношении к неграм в США.

Так привечают девушку "стилягу" тамошние "комсомольцы" в середине 50-х. А девушка, между прочим, идет не на танцы, а в школу, где она проучилась всего несколько дней. Ушла. Стиляги и комсомольцы мирно сосуществуют лишь на российском экране.

Не ведает советский дипломат о том, что связь между черным мужчиной и белой женщиной в США — нонсенс. За это не только преследуют, но и убивают.
А в СССР такая связь, благодаря фантазии режиссера, не просто возможна, но и приветствуется. Результат этой связи без запинки объявляется «нашим», то есть русским.
Но это нонсенс.

Зачем такой дипломат нужен? Зачем нужен дипломат, который ничего не знает и никак не защищает интересов своей страны и своего народа?
Впрочем, наученный хитроумным папаней, сынок знает, что защищать следует лишь интересы номенклатуры. А никак не страны. И никак не народа.

Ответов на поставленные вопросы в фильме нет.
Ответы есть в фильме Спилберга «Терминал», где показано, как система защищает американские интересы.

В фильме Тодоровского система осуждается.
Одного из стиляг за контакт с иностранцем забирают в КГБ.
Контакт заключается в том, что иностранец демонстрирует пареньку пластинки с популярной американской музыкой.
С точки зрения режиссера это ужасный произвол над личностью.

Но с моей точки зрения куда более страшный произвол — когда всевидящий КГБ каким-то образом проморгал контакт русской девушки и негра.
Результат этой встречи расхлебывать одураченному комсомольцу до конца дней своих.
А почему?
Только потому, что отец у парня — простой русский мужик, чьих интересов не только никто не защищает, но похоже их и в природе не существует.

В связи с этим показателен финал фильма — многотысячная толпа молодежи, запрудившая центр современной Москвы.
Что за люди?
А те самые, чьих интересов в природе не существует.
По крайней мере, до них никому нет дела.
Их деньги — это да.
Но дураков нет. На это указывают кассовые сборы «Стиляг»
Не пошли смотреть этот фильм.
И правильно сделали.

http://story-07.livejournal.com/29793.html#cutid1

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: