Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


Хочется дополнить

Автор: Говяхов Гогей Гоевич
Дата: 28.05.01, @01:14

  `Мое знакомство с творчеством А.Тарковского началось в 8 классе, когда наш учитель математики, узнав, что в кинотеатре «Зенит» будет идти «Андрей Рублев», посоветовал найти способ попасть на просмотр (фильм был до 16 лет). Он сказал нечто вроде: «ребята это шедевр, а режиссер - гений и вы всю жизнь будете об этом помнить». Рублев произвел сильное впечатление, хотя многого мы тогда не поняли и наш ментор терпеливо объяснял что к чему, но правда расстался с нами в конце учебного года, пройдя по конкурсу в хор Большого театра (!) Увлечение фантастикой в подростковый период, наверное, носит гормональный, а значит повальный характер и встреча на экране с героями, зачитанного до дыр, С.Лема, несколько разочаровала, может быть, за счет низкобюджетного антуража «Соляриса». Появление «Зеркала» пришлось на студенческий период, и, я помню, как было трудно достать билеты в к/т «Таганский» (где позже был Еврейский музыкальный театр, а ныне – казино «Винсо-Гранд»). Обсуждение этого фильма в кругу высокоинтеллектуальных барышень с журфака и иняза, требовало глубокомысленного поиска скрытых метафор, намеков и иносказаний, типа «помните тот постепенно исчезающий туманный след от чашки чая на полированном столе, который символизирует…». Но все это напоминало некую игру, стремление к позиционированию себя в элитарном кругу, недоступном серой, примитивной толпе. Так вот, «Зеркало» стало для меня определенным водоразделом в понимании киноискусства, в котором я оказался по другую сторону баррикад. Я искренне пытался «пропереться», просмотрев «Зеркало» несколько раз с интервалом в несколько лет и безрезультатно.

Да там ничего искать не надо. Я же говорил, что все поиски аллюзий - это гиперкомпенсация в советском человеке информационного и деологического вакуума с одной стороны, и отрыжка параноидного и паранояльного восприятия мира, которое вдалбливали всем с самого рождения. Самый сильный эпизод в Зеркале - это бабка, ведущая своих детей по опушке леса, камера отьезжает все глубже и глубже в лес, звучит Бетховен, по моему, наступает тьма. Очень пронзительно. По моему, так фильм кончается. Вообще, у Тарковского очень сильно визуальное восприятие, он скорее фотограф, а не режиссер. Он делал совершенно потрясающие кадры, например, в том же Зеркале, когда Солоницын падает на спину, и его портрет, вверх ногами лицо в траве. Ах! (выразился чудно - лицо вверх ногами...) Кстати, выходила такая книга в начале 80-х, Гармония Фильма называется. Очень там здорово написано про т.н. застывшую музыку. Я в то время кино очень увлекался, даже на Высш. Режиссерские курсы хотел попасть, да досуг затянул - сын родился, семья, то да сё.

`Дальше - больше. «Сталкер» разочаровал именно тем, что в нем не было и тени от любимого «Пикника на обочине», хотя мне он ближе, чем его поздние фильмы. В соответствии с практикой совкового периода, «мастера слова и экрана» были обязаны (?) проводить творческие встречи со зрителями и А.Тарковский как-то приехал к нам в Курчатовский институт на такой вечер и я смог увидеть живого классика на расстоянии вытянутой руки (зал был совсем маленький). Не скажу, что его выступление было каким-то особенным, запоминающимся, а может быть А.Тарковский был нездоров, хотя злые языки утверждали, что он просто был не совсем трезв.
Я слышал об этом вечере, но не помню, что именно. Вообще у Тарковского было очень мало встреч с народом, про Курчатовский Институт, помню, слухи ходили.

`Собственно, даже многие талантливые литераторы, взять, например, А.Войновича, выглядят весьма неубедительно в прямом эфире, а их косноязычность наводит на нехорошие мысли.

Мне посчастливилось знать Войновича лично, пару раз был у него в гостях, всё пытался узнать от него какие-то сокровенности (общались с глазу на глаз). Он очень симпатичный, приятный и скромный человек, абсолютно такой же, как и на экране. И ничего никогда из себя не строит. И в принципе, является точно таким же представителем народа, как и все мы. Т.е. никакгого нимба над его головой я не заметил. Я думаю, что его проза потому так хороша, что он очень трудно пишет. Я думаю, что пишет он с огромным количеством черновиков. Т.е. КПД его как писателя ниже, ксажем, чем у какого-нибудь газетного борзописца. Мне показалось, что он всё время что-то обдумывает, не совсем как бы с тобой. Наверное, все они, писатели, такие.

Последние фильмы А.Тарковского еще более отдалили меня от его творчества, хотя я понимаю, что это моя проблема. Но когда представилась возможность, я поклонился его праху на Сен-Женевьев-Де-Буа, где он покоится со своей супругой и на могильном камне начертана эпитафия «Человеку, который увидел ангела».
`

Не знаю, мне его постсоветский период просто непонятен.
Не помню и не люблю.

ГГГ

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: