[Индекс] | [Посмотреть ветку] | [Настройки] | [DVDSpecial.ru] |
вообще-то (+)
Автор:
< >
Дата: 07.11.11, @16:06
' «Елена» – печальная история гибели души ' ' по закону сохранения энергии, для того, чтобы потерять что-то, надо этим сперва обладать согласно школьному курсу анатомии, в человеческом теле никакой души нету на этом, кстати, построено всё общество потребления - объективный феномен, который трудно отрицать ' ' ' этопиздецваще было в общем известно до просмотра (я не смотрел). есть просто такая категория фильмов, их цель бить по эмоциям, вгонять в шок, там особо за правдоподобностью никто не гонится. правдоподобность она в документальном кино. их много - счастье мое, рестлер, антихрист, догвилль, реквием по мечте. такой жанр. ' ' я в субботу ночью не менее пиздецовый Чтец посмотрел на ОРТ. ' ' ' ' ' ' 21 ФИЛЬМ из 19 стран был показан в программе «Особый взгляд» 64-го Каннского МКФ. В последний день мы увидели «Елену» Андрея Звягинцева. Столь неудачное время показа обернулось победой: уже на следующий день Звягинцев получал из рук Эмира Кустурицы приз жюри. Напомним: режиссер не первый раз становится победителем в Европе (в 2003 году его «Возвращение» собрало несколько наград в Венеции, а в 2007-м «Изгнание» принесло Константину Лавроненко премию за лучшую мужскую роль в Каннах). ' ' …В просторной хайтэковской квартире на раскладном диване спит женщина. Вот она просыпается, потягивается. Встает, идет к зеркалу, причесывается. Смотрит на себя внимательно… Идет в соседнюю спальню – будить мужчину, который там спит. «Вставай, пора», – так, без имени, поднимает она человека. ' ' Тот встает, также молча одевается, она подает завтрак… Мы пока не понимаем, кем ему приходится Елена (Надежда Маркина), эта большая славная женщина с таким добрым, открытым русским лицом… ' ' Но вот хозяин Владимир (Андрей Смирнов) уводит ее в спальню, та смущенно хихикает – ага, значит, не просто домработница или медсестра, а нечто большее. Как бы семья. ' ' Такие вот пожилые супруги – герои «Елены». Их быт отлажен, их привычки уже не обсуждаются, их план на день и неделю вперед заранее одобрен. Ему – в бассейн. Ей – убираться дома. Ну, там еще за пенсией съездить. И к сыну заодно заскочить – эту самую пенсию и сумки с продуктами сбросить чаду нерадивому, ни на что не гожему, увлеченно клепающему детей вне мыслей о том, чем их кормить… Звягинцев неспешно путешествует по этому устоявшемуся быту, отлаженной модели отношений, примеров которым тьма. Ему – хорошо за шестьдесят, рядом – или бывшая медсестра, или официантка, или стюардесса. ' ' Словом, женщина из обслуги, которая оказывает все необходимые услуги, включая интимные. Иногда эти отношения скреплены штампом в паспорте – как в данном случае, что дает право жене говорить, что она любит мужа. ' ' У славной Елены свои проблемы: надо отмазать внука от армии. Нужна большая сумма денег, которую приходится просить у мужа. ' ' Тот хотя и не скупой, но в воспитательных целях давать деньги не торопится – пусть взрослый сын сам решает проблемы… Елене, конечно, это не нравится. Но она молчит, надеясь на перемену настроения строгого супруга… ' ' События меж тем принимают неожиданный оборот: в бассейне пожилого Владимира настигает инфаркт, и он неловко всплывает на бирюзовой воде. Ловкая тренерша вовремя его вытягивает на бортик и отправляет прямиком в больницу. ' ' Именно там происходит возвращение блудной дочери (Елена Лядова) к своему благородному отцу. Девушка пошла не в папу-олигарха. Хотя, по ее словам, последнее время ведет себя образцово: алкоголь и наркотики только по выходным. Отец тает, вдруг в его больном сердце просыпается нежность, и как следствие этого – решение срочно написать завещание. О чем он и сообщает сердобольной супруге. Та, кстати, накануне уже побывала в церкви, помолилась за здравие болящего Владимира... Не будем забывать об этом эпизоде. ' ' Тем временем семья сына Елены продолжает вести свое полумаргинальное существование на окраине города. Туда Елена добирается на электричке (символичен эпизод с белой лошадью, которая попадает под поезд)… Старший сын – Сергей, которого надо спасти от дедовщины, развлекается тем, что сосредоточенно плюет с балкона своей хрущобы с видом на трубы Капотни и время от времени бьется в кровь с ребятами «не из нашего двора»… Елена же, которой благородный супруг раскрыл свои планы (все имущество – дочери, ей – пожизненная рента), начинает сильно печалиться… Завтра придет нотариус и все оформит, и прощай, сытая жизнь… ' ' Долго-долго смотрит неподражаемая Надежда Маркина (отличная театральная актриса родом из Театра на Таганке) в окно, долго думает свою трудную думу… А потом берет и подсыпает в лекарство мужу лошадиную дозу виагры… Зачем? Вы еще спрашиваете? Вот и доктор, фиксирующий смерть пациента, будет на следующее утро удивляться: «Ну прямо как дети малые…» Выгребет наша Елена, ставшая вдруг совсем не прекрасной, из сейфа тяжелые пачки купюр. Отвозит их сыну, откупит внука… Потом будут буднично делить имущество у нотариуса – «по закону»… И въедет ее потомство в шикарную квартиру. И будет старший внук так же плевать сверху вниз, но уже с широкой лоджии. А младший карапуз ползать по кровати, на которой недавно жил и умирал совсем ему чужой человек… ' ' А Елена будет совсем уже счастлива. Тут и сказке конец, и а кто слушал – молодец… Сказке и в самом деле, конец. ' ' Звягинцев своей вполне типичной историей рассказал об очень страшном. О чудовищной деформации психики людей за последнюю пару десятилетий. О том, что чудная русская баба больше не готова шастать по горящим избам и коней на скаку тормозить. Кстати, вот он, тот самый белый конь, сбитый поездом, – мегаметафора фильма. О том, как плохо мы знаем близких людей. О том, что за милой женской округлостью и стремлением помочь может скрываться бездна, полная отнюдь не звезд. О том, что богатые люди не всегда такие уж негодяи и монстры, что они зачастую наивно думают, что их любят за них самих, а не за их деньги. Что нравственность и мораль отступают сегодня перед стремлением не выжить, нет, что было бы еще как-то объяснимо. А просто сладко пить и вкусно есть… О том, что люди продолжают гибнуть за презренный металл. ' ' И эта история совсем не местного разлива, а универсальная, что не мог не заметить опытный взгляд Кустурицы в Каннах. ' ' ' Андрей ЗВЯГИНЦЕВ (из беседы с В.Познером): ' – Эта история напрямую касается всех нас. Эти превращения, эти изменения человеческого вида – по сути апокалипсис души. Кстати, продюсеры мне предложили сначала сделать фильм именно об апокалипсисе. И вот во что вылилась эта глобальная идея – в частную историю одной семьи. |
Сообщения в ветке