Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


Матрица, Терминатор и все,все,все... (+)

Автор: Vasily
Дата: 15.08.03, @12:20

  http://www.izvestia.ru/culture/article37200

Вторая "Матрица" и особенно "Люди Икс-2" - наряду с "Властелинами колец", "Звездными войнами", "Гарри Поттерами", "Терминатором-3", "Ларой Крофт-2" etc - демонстрируют американскую идеологию нового образца. Она тоньше, хитрее и уж точно - глобальнее прежней

Голливуд давно - одно из главных мировых... хочется использовать не нейтральную аббревиатуру СМИ, а политически ударную советскую СМИП (средство массовой информации и пропаганды). Возможно, это вообще СМИП № 1, чего не знают политики в дорогих пиджаках. Для людей от 10 до 30 визит правоохранительных органо и прежде всего Америке. Много размышляя об этом, автор этих строк оказался в итоге одержим "теорией заговора". И в масонов никогда не верил, и трудами академика Фоменко не увлекался, а поди ж ты - туда же. Со времени недавнего выхода "Людей Икс-2" автор не может избавиться от ощущения, что Голливуд проводит тайную пропагандистскую кампанию, причем с помощью фильмов, самых, на первый взгляд, развлекательных, а то и глупых. Целенаправленно навязывает публике, то есть народам мира новую альтернативную историю и альтернативную религию. Голливуд всегда пропагандировал американские ценности, как советское кино - ценности советские. Но такого массированного удара Голливуд не наносил никогда. В общем и целом это идеология, выразимся так, сверхглобализма - нового, о, дивного, чудного мира под патронатом США.

Про новую универсальную политкорректность (довольно занятную, кстати)

1. Московские рецензенты дружно отказали "Людям Икс-2" - кинокомиксу о битвах плохих мутантов с хорошими людьми и хороших мутантов с плохими людьми - в каком-либо присутствии смысла. Они и про "Икс-1" писали то же самое. Вероятно, рецензентов обманул подростковый жанр фильма. Между тем Голливуд давно не производил ленты столь беззастенчиво - тотально - идеологической. Причем "Люди Икс-2" впервые продемонстрировали новую, модернизированную событиями 11 сентября идеологию, которую (дабы не претендовать на то, что лезем в сферу большой политики) будем в этой статье именовать не американской, а голливудской. Интересно, что многие поправки сделаны в "Икс-2" словно бы с учетом критики "идеологии до 11 сентября", прозвучавшей в книге британских авторов Зиауддина Сардара и Меррил Вин Дэвис "Почему люди ненавидят Америку?", вышедшей на Западе, а теперь и у нас.

2. Люди Икс, если кто не знает, это мутанты со сверхъестественными способностями. Кто-то из них умеет перемещаться в пространстве, кто-то - принимать любые обличья, кто-то (вочеловечившийся Фредди Крюгер) - выщелкивать из кулаков длинные стальные лезвия. Вышедшие в 1999-м "Люди Икс-1" были погружены во внутрисоциальные американские проблемы взаимоотношений с меньшинствами. Икс-мутанты там - меньшинство, сопоставимое с расовыми, сексуальными и пр. К проблеме меньшинств фильм-1 подходил дискуссионно. С одной стороны, в соответствии с установками политкорректности, он осуждал нетерпимость по отношению к меньшинству мутантов (а заодно любую "охоту на ведьм"). С другой стороны, порицал "меньшинстский" экстремизм и тех (редких) мутантов, которые, будучи обижены дискриминацией, стали фашистами, объявили свою расу более совершенной и стали пытаться насильно "омутировать" традиционное человечество.

3. В "Иксах-2" тоже присутствует тема меньшинств и политкорректности. Но основные акценты другие. Главный вопрос (не удивляйтесь): можно ли руководствоваться в глобальной политике таким основополагающим для американской культуры и истории понятием как "ось зла"? Все американские боевики, как и американская политика (в том числе после 11 сентября), всегда строились по принципам классического вестерна, в котором сталкиваются в решающей битве на последнем рубеже абсолютное Добро и безусловное Зло. На фоне реальных военных акций США после 11 сентября пафос "Людей Икс-2" оказался почти диссидентским. По стандартам голливудских боевиков и штатовской политики других, инаких, проповедующих неамериканский образ жизни и тем более покусившихся на американского президента, надо тут же мочить. Но "Люди Икс-2", начинаясь с покушения мутанта на президента (что прежде автоматически означало бы: мутанты - Зло и символ международного терроризма), втолковывают публике, что мутантов надо не мочить - надо понять! То есть простить! Позиция не меняется до конца фильма, хотя по его ходу среди мутантов обнаруживаются такие экстремисты, по сравнению с которыми бен Ладен - мелкий хулиган. Фильм осуждает не столько лидера мутантских сепаратистов, сколько ястреба-генерала, готового под лозунгами перестройки мира по американскому образцу (и из личной ненависти) разом уничтожить всех мутантов - и правых и виноватых.

4. В "детских", на невнимательный взгляд, "Иксах-2" есть ясная критика конкретных военных акций США. Например, выясняется, что в недрах военных ведомств взращивали своих мутантов, универсальных солдат-убийц, надеясь держать их под контролем и использовать по мере собственной политнадобности: не намек ли это на историю с тем же бен Ладеном, некогда вскормленным ЦРУ? Или: вторжение спецназа в так называемую (в фильме) школу для высокоодаренных детей, которые на самом деле дети-мутанты. Спецоперация проводится с благими целями, как все операции реальной армии США, это очередная война без сомнений во имя мира типа югославской или иракской. Солдаты в бронежилетах крушат стены школы, поливая всех из автоматов. Вокруг, между тем, почти одни дети.

5. Вы скажете, что официальная политика США (как и политика России в Чечне) столь же хитро разводит по сторонам террористов с их лидерами - и честной народ. Так - да не так. И в случае США-Ирак, и в случае Россия-Чечня всегда признается первенство Вашингтона/Москвы с их основополагающей нацией, религией etc. Тот же Ирак должен признать ценности победителей, смириться и подстроиться. Но в "Людях Икс-2" (вот в чем революционность фильма!) отнюдь не говорится, что традиционные люди важнее людей Икс. Люди и люди Икс (мутанты) здесь - равноправные ветви человечества. Вы верите, что можно услышать по нашему ТВ, тем более по CNN, будто американцы и иракцы (или иранцы, например) - равноправные ветви в прогрессивном развитии человеческой цивилизации? "Люди Икс-2" завершаются выводом, который прямо-таки можно переписать из упомянутой (не восхищающей меня - просто кстати подвернувшейся) книги "Почему люди ненавидят Америку?". "Мы переступили порог XXI века, и перед нами стоит общая опасность... Мы все - отдельные люди и общественные организации, американцы и неамериканцы (в фильме говорят: "люди" и "мутанты". - Ю.Г.) - несем ответственность за то опасное положение, в котором оказался наш мир. Мы все обязаны думать, действовать и работать вместе, везде, в каждом обществе, необходимо искать пути решения проблемы ненависти и закладывать основы мирного сосуществования".

Лозунг "Людей Икс-2": "The time has come for those who are different to stand united" - "Пришло время Инаким объединиться ". В нем есть некая агрессия по отношению к третьему неупомянутому врагу. Тем более что это переделка лозунга, висевшего в каждой американской витрине после 11 сентября: "Stand United" - и обыгрывавшего название страны United States. Но враг, то есть "ось зла", в "Иксах-2" все-таки не обозначен. Так что лозунг фильма - это фактически "возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". "Люди Икс-2" - здравая попытка представить миру (в том числе и враждебному к США) после 11 сентября более толерантный образ Америки.

6. Другое дело, что при всей ироничной корректировке образа президента США (это тоже сделано для того, чтобы смягчить и очеловечить образ Америки) именно он остается в "Иксах-2" во главе земного шара и принимает наиважнейшее решение о единении всех здоровых сил. Локоть к локтю - но первенство все равно за Америкой.

Про то, что нас строят пуще прежнего

7. Голливуд и в других фильмах стал редкостно терпим к чужим-враждебным-инаким. Он начал различать среди них хороших и плохих. Речь, однако, как ни странно, не идет о людях. Мы по-прежнему видим на экране скверных русских парней (слава аллаху, теперь видим меньше), китайских, арабских, а теперь и северокорейских (как в последнем фильме про Бонда). Разумеется, видим и плохих американцев.

Поглядите, однако, какая терпимость стала торжествовать по отношению к машинам и искусственному разуму, которые, по версии ряда хитов, станут вскоре главными врагами человечества. В "Искусственном интеллекте" Спилберга/Кубрика объясняется, что машины тоже любить умеют. В первом "Терминаторе" существовала четкая "ось зла", разделявшая людей и злобные машины. Но из второго и третьего мы уяснили, что нельзя мазать все машины черной краской, среди них есть наши ангелы-хранители. Во второй "Матрице" говорится о парадоксе: машины атакуют последний оплот свободных людей - подземный город Сион, но машины же дают городу жизнеобеспечение. Внутри виртуальной реальности Матрицы, придуманной машинами ради порабощения людей, существуют компьютерные сбои либо вирусы, которые действуют против машинной Системы (другое дело, что из "Матрицы-2" не ясно, кто именно работает против Системы и за людей: дама по имени Пифия или агент Смит, который перестал быть агентом, превратился в вирус и мешает Системе, а заодно ее тайному агенту Пифии вести борца за свободу людей, нового Мессию-Нео, той дорожкой, какая и нужна машинам).

Выходит, что Голливуд особенно толерантен, когда изготавливает фильмы, не имеющие отношения к реальности (пока не имеющие). Толерантность, опережающая время. Нас готовят к будущему, жизни в некоем новом мире?

8. Пораскинув мозгами, как Штирлиц, приходишь, однако, к убеждению, что нам внедряют в подсознание, будто мы уже сейчас живем в этом новом, несуществующем мире.

Тут самое время вспомнить, в какие именно фильмы в последние годы вбуханы самые большие деньги и какие становились самыми громкими хитами. Мы легко поймем, что новые "Люди Икс", "Матрица", "Терминатор", провалившаяся "Лара Крофт", "Звездные войны", "Гарри Поттер", вторая "Мумия" (кстати! мы о ней чуть не забыли) и даже слегка вываливающийся из ряда "Властелин колец" имеют много общего. Фактически это один продолжающийся фильм.

Во-первых, все они про возможный апокалипсис. Заметим при этом, что его причиной может быть что угодно (злой искусственный интеллект, злые волшебники, в фильмах недавнего прошлого - инопланетяне или летящие к Земле астероиды), но только не такая реальная угроза, как ядерное оружие, которого больше всего как раз в Штатах. "Терминатор-3", правда, заканчивается ядерной катастрофой, но ее спровоцировали гадкие машины. Дьявол, кстати, с экрана тоже почти исчез. За последние годы сняты только "Адвокат дьявола" и "Конец света". Не он несет угрозу человеку, а силы новомифические.

Во-вторых, где бы ни развивались события, хоть даже в одной далекой галактике, место действия ассоциируется с Америкой, а все спасители человечества и иных цивилизаций - с американцами. Кто таков смельчак Арагорн из "Властелина колец"? Конечно, американец, он ведь и говорит по-английски. Исключение - "Гарри Поттер", где действуют англичане и занята, и то не в главной роли, лишь одна американская актриса, но кино-"Гарри" тоже песнь во славу Америки, поскольку демонстрирует во всем великолепии мощь студии "Уорнер Бразерс".

В-третьих и в-главных, все эти фильмы в конечном счете сделаны в жанре фэнтези, то есть чего-то вроде альтернативной Библии. Характерно, что ни один почти из новых хитов, живописующих альтернативную историю человечества, не связан с христианской традицией (вот почему и Дьявол из фильмов исчез). Правда, в некоторых фильмах есть христианские знаки (в "Людях Икс-2" одно из главных положительных пугал цитирует Евангелие, в "Матрице" с ее Сионом - идея Мессии), но это кость, брошенная церкви, чтобы отвязалась (ведь церковь уже усмотрела бесовщину в "Гарри Поттере"). Новая традиция - смесь всех религий и новомодных религиозных спекуляций типа "нью эйдж". Возможно, объяснение в том, что в толерантном обществе будущего под эгидой сверхдержавы США (к которому ведут новые голливудские боевики) религиозные противоречия должны быть сведены на нет.

9. Чтобы картина происходящего стала более законченной, мы тоже на минуту отклонимся в будущее. В 2004-2005 годах нас ждет обвал голливудских фильмов совсем иного типа - исторических боевиков. Их не снимали с 60-х, после коммерческого провала "Клеопатры" из-за безумной дороговизны массовки, но теперь даже началась конкуренция проектов: снимается, например, сразу два фильма про Александра Македонского. Причина интереса к старому жанру не только в "оскаровском" успехе недавнего "Гладиатора" и новых технологиях, позволяющих нарисовать стотысячную армию на компьютере. Причина - тоже явно идеологическая. Поскольку Америка позиционирует себя после 11 сентября как страну, которая ответственна за весь земной прогресс, Голливуд хочет показать миру, что Америка всегда была центровой нацией, что именно она - единственная и прямая наследница демократий Древней Греции и Рима. Фактически речь идет о приватизации чужой истории. Не сомневаюсь, что она удастся. Как скоро будет уверена молодая аудитория, в Древнем Риме и говорили-то по-английски.

Приватизируя прошлое, Голливуд одновременно, как мы видим, формирует в своих фэнтези строго определенный образ будущего. Фактически он подменяет историю и реальность новой мифологией. Если брать в целом (исторические боевики плюс фильмы-фэнтези), нам преподносят мир, у которого не было национальных историй и нет современных отличий, а было, есть и будет общее прошлое, настоящее и будущее (под эгидой американских ценностей, американского патернализма и американского английского).

10. Сильнее всего поражает при этом то, до какой степени похожи в деталях миры, выдуманные в разных фильмах - от "Гарри Поттера" до "Людей Икс-2". Похожие одежды, оружие, здания, монстры. Уже и в "Ларе Крофт" свои тролли, как в "Гарри" и "Властелине". Мы уже сказали, что новейшие хиты - это фактически один продолжающийся фильм. Но и их миры - фактически один мир. Не ряд новых мифологий (в каждом хите своя), а одна общая новая мифология. Едва ли это плагиат. Едва ли это случайно. Едва ли случаен и тот занятный факт, что почти все "детские", "несерьезные" хиты поручено сейчас делать режиссерам, которые прежде подобным не занимались и имели репутацию художников. Режиссерам, которые способны создавать на экране убедительные миры. "Людей Икс" делает Брайан Сингер, "Властелина" - Питер Джексон, "Человека-паука" (еще один хит, вписывающийся в нашу схему) - Сэм Рейми, "Матрицу" - братья Вачовски, "Планету обезьян" - Тим Бёртон. Только "Гарри Поттер" был исключением, его снимал голливудский ремесленник Крис Коламбус, но в третьей серии его внезапно заменили мастером - Альфонсо Куароном, а в четвертой - Майком Ньюэллом, тоже далеко не бездарем.

11. Список пересечений/совпадений в одних только хитах 2003-го столь велик, что можно написать книгу. Ограничимся самыми общими. "Люди Икс-2": школа для одаренных детей однозначно напоминает гарри-поттеровский Хогвартс. В один из моментов штурма школы спецназовцами из спальни, щурясь, выходит мальчонка с черными вихрами, в пижаме и очечках - копия Гарри Поттера. Серьезность момента не позволяет расценить это просто как режиссерскую шутку. Фокусы мутантов напоминают о способностях героев и злодеев "Бэтмена" и "Человека-паука". Главный позитивный мачо по кличке "Росомаха" - натуральный Терминатор. Финальный поединок нашего Терминатора и гораздо более неуязвимого ненашего замечателен тем, что окажется похож на бой в "Терминаторе-3": в обоих случаях плохой Терминатор является в обличье хрупкой девушки. Как во "Властелине" и "Гарри", в "Людях Икс" есть два сверхсильных колдуна-старика: один за человечество, другой - против. Анекдот в том, что знаменитый актер, сэр Ян Маккелен, играет положительного во "Властелине", отрицательного в "Людях Икс" и всерьез номинировался на роль еще одного глобального положительного мага - м-ра Дамблдора, главы школы Хогвартс (после того, как умер прежний исполнитель роли Дамблдора Ричард Харрис). Жаль, отказался. То-то был бы пример киноглобализма.

"Матрица": трудноуничтожимые агенты Смит и компания - опять-таки как Терминаторы. Корабли людей вызывают в памяти космические корабли из "Звездных войн", особенно когда звучат фразы, что капитан такой-то должен выполнить задание Совета (и одет-то Совет как подобный "звездновойновый"). Покушения на независимость Сиона напоминают атаки Империи зла из "Звездных войн", а одновременно штурм крепости во втором "Властелине колец". Толпы в Сионе, слушающие вождя, опять-таки из "Властелина", соединение в нем пещерности и технологий адресует к "Планете обезьян". Многоуровневость Сиона - из "Пятого элемента" и "Бегущего по лезвию бритвы". Металлические хвостатые монстры, которые ищут корабли людей, - Чужие, на входе в Сион - машины с клешнями-руками, управляемые человеком: при помощи такой лейтенант Рипли отбивалась в финале "Чужих". Обтягивающий кожаный костюм подруги Нео Тринити напоминает о костюмах хороших и плохих девушек из "Людей Икс-2", "Терминатора-3", "Сорвиголовы" и, разумеется, наряде Лары Крофт (вид садо-мазохистской госпожи, училки с плеткой). Нео стал летать, как Супермен, точно так же выставляя вперед кулак, чтобы рассекать встречный поток воздуха. Летит он, в частности, над замком, похожим на Хогвартс, и пейзажами, вполне "властелинскими". Несколько раз звучит словосочетание "тайная комната". Задача найти и освободить Мастера Ключей, потом проникнуть в Тайную комнату - это как выполнить ряд волшебных заданий в "Гарри Поттере", или донести до нужного места кольцо власти во "Властелине", или выполнить миссию в любой компьютерной игре типа "Еретика" (большинство игр по жанру тоже фэнтези и тоже обучают молодую аудиторию альтернативным религии и истории).

Так можно разобрать любой из новых хитов. Даже вполне здравым подросткам в какой-то момент западет в подсознание, что эти фильмы неким образом отражают реальность, не сегодняшнюю, так буквально завтрашнюю. Повторяемость деталей в фильмах и компьютерных играх тут особенно важна.

Благодаря всемирным успехам Голливуда, уже давно вышло так, что только культурно-социальная реальность США - та единственная, которая имеет значение для мира ("Почему люди ненавидят Америку?", стр. 125). Теперь мы приходим к тому, что единственная реальность, которая имеет значение, - виртуальная. Мы говорили о том, что Голливуд приватизирует прошлое? Можно теперь добавить, что он параллельно производит культурную колонизацию будущего. По сути происходит глобализация фантазий. Мы должны уже не только жить, но и фантазировать лишь так, а не иначе. Вся история перефантазируется в пользу Америки.

Создается, повторим, новый виртуальный мир, который более реален, нежели реальный. Фактически мы имеем - да-да, то самое: новосозданную виртуальную реальность, которая в сознании большей части мировой публики начинает подменять реальность реальную. Нас погружают в мир Матрицы.

Матрица уже создана. Мы уже в ней обитаем.

12. Подведем итоги. Обычно наличие у Голливуда большого количества футуристических боевиков объясняли комплексом - отсутствием у американцев большой европейской истории. Американцы-де изобретают себе историю и за неимением места в прошлом, забрасывают ее в будущее. А история - всегда испытания, потому все американские футуристические фильмы - в меру апокалиптические.

Объяснение совершенно неверное. Нет у американцев комплексов! Плевать они хотели на другие страны с их историей! Они вообще плевать хотели на историю: Америка - страна, сосредоточенная на будущем. Идея Америки - будущее. Поэтому все их футуристические боевики только по внешнему облику кажутся мрачными. На самом деле это фильмы оптимистические, поскольку рисуют - после финальной непременной победы хороших людей, непременно американцев, над Злом - окончательное построение американизма-глобализма во всем мире. Так как победа свершилась, то хотя дело происходило в будущем, фильмы кажутся историческими. В конце концов они сделают свое дело и убедят молодую аудиторию, что нечто подобное в истории человечества уже и в самом деле было (как была какая-то Вторая мировая, в которой Америка разгромила Гитлера, Японию и, кажется, Сталина).

Это сверхновая, устремленная в будущее история, которую нам навязывают, кажется гораздо более актуальной, нежели история из заплесневелых учебников (еще бы, если речь о возможном апокалипсисе!), а кроме того, гораздо более интересна детям всего мира. Потому и своей историей стали интересоваться куда меньше (смешные опросы школьников и студентов на тему, кем были Ленин, Буденный и даже Петр I, читателям "Известий" знакомы).

Про то, что в Голливуде на самом деле стараются творить доброе и вечное

13. Кто-то вспомнит в связи с новой деятельностью Голливуда фразы "опиум для народа" и "мякиш для беззубых", но, может, это единственный путь, чтобы спасти цивилизацию от самоуничтожения - в том числе по причинам религиозным?

Может, и впрямь надо навязать публике, то есть народам мира, сверхновую комиксовую универсальную историю вместо реальных прошлого и настоящего (где у всякого свои обиды), политических и религиозных проблем? Может, создание Матрицы приведет к появлению новой исторической общности людей, более крепкой, чем был "советский народ", - общемировому народу? А что распорядителями бала будут американцы и играть придется по их правилам, так на то они сверхдержава и владельцы Голливуда.

Посмотрим, что в минусах.

Первое (тут все претензии заимствованы из книги "Почему люди ненавидят Америку"?). И без того сокращается культурное пространство мира, уменьшается возможность людей быть самими собой, иными по отношению к Америке. Влияние Америки - и без того культурные оковы, охватывающие земной шар. Американская сфера развлечений активно вычеркивает окружающий мир из истории.

Второе. Несколько оскорбительно, что будущая история мира будет связана прежде всего с Америкой.

< i>Третье. Возникнет новое сообщество Иванов, не помнящих родства.

Четвертое. Грешным делом трудно поверить в альтруизм американцев. История доказывает, что они действуют только в собственных интересах.

Пятое. С чего мы взяли, что Голливуд так же сильно влияет на мусульманский мир?

В любом случае, нравится или нет новая голливудская идеология, надо отдавать себе отчет в том, что нами искусно манипулируют. Нас - строят.

http://www.izvestia.ru/culture/article37200

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: