[Индекс] | [Посмотреть ветку] | [Настройки] | [DVDSpecial.ru] |
А кто говорил, что Бегуший не киберпанк, а???????? (-)
Автор:
< >
Дата: 22.12.00, @13:56
` `http://serv4.uic.nnov.ru/cgi-bin/mac/SCIFICT/rusfnews_faq.txt ` Сергей Бережной. RU.SF.NEWS FAQ ` 1.3. КИБЕРПАНК (Cyberpunk) - Определение ` ` `К.- устоявшееся название направления в "жесткой НФ", `появившегося в первой половине 1980-х годов в США. Направление `характеризуется тем, что описывает высокотехнологизированное `будущее (в основном, в мрачных тонах: разруха, нищета, `преступность, мир поделен на сферы влияния транснациональных `корпораций), сращивание человека с компьютером (частичная или `полная киборгизация и нетрадиционные интерфейсы), использует `динамичный сюжет. К. позаимствовал и развил многие `стилистические находки Бестера, Дилэни, Дика некоторых других `авторов "новой волны". ` `Основателями К. считаются William Gibson и Bruce Sterling. `Гибсону принадлежит ныне реализованная технически идея `виртуальной реальности (ВР, virtual reality, VR). `Поначалу использование ВР являлось четким отличительным `признаком К., но постепенно ВР стала появляться даже в лирической НФ, `предельно далекой от К. ` ` Краткий список книг: ` ` William Gibson NEUROMANCER [1984] ` Greg Bear BLOOD MUSIC [1985] ` Bruce Sterling SCHISMATRIX [1985] ` William Gibson COUNT ZERO [1986] ` William Gibson MONA LIZA OVERDRIVE [1988] ` Charles Platt THE SILICON MAN [1989] ` Neal Stephenson SNOW CRASH [1994] ` ` Более подробный список книг см.: ` ` CYBERPNK.ARJ Cyberpunk Reading List ` `http://www.internet.net.md/number_7_2000/punk.html `Точного словарного определения и стереотипа киберпанка не существует. ` Киберпанков можно найти где угодно. Они среди твоих друзей и знакомых. Скорее ` всего, им являешься и ты. ` Главное отличие киберпанка — асоциальность, его мысли и действия выходят за ` рамки общепринятого. Конечно, его жизнь тесно связана с компьютерами, так как ` без компьютера киберпанк превращается в простого панка. Однако это так и ` ненаучившийся каким-нибудь хакерским азам юзер в стильной одежде, который ` следует определенному имиджу, созданному маркетинговыми отделами крупных ` корпораций. ` После волны киберпанковской литературы середины ` 80-х некоторые группы людей стали называть себя ` киберпанками, потому что они дистанцировались от ` «системы» общества и отождествляли себя с героями ` киберпанковских новелл. Этими группами являются ` хакеры, крэкеры, фрикеры и шифрпанки. Первые три ` знакомы всем, даже ламерам, которые так и мечтают, ` чтобы их причислили к одной из них. Последнюю группу ` знают не все. Шифрпанки полагают, что противостоять тотальному контролю ` «системы» можно с помощью сильной криптографии (т.е. шифрования). Они ` являются распространителями мощных криптографических систем, они же основали ` и первое в мире компьютерное государство HavenCo. ` Тот, кто заявляет, что термину киберпанк невозможно дать точное определение, в ` какой-то мере прав. Дело в том, что мы уже живем в обществе, описанном в ` киберпанковской литературе 80-х. Как сказал основатель жанра Уильям Гибсон, ` «будущее уже наступило, просто оно еще неравно распределено». ` Будущее уже наступило ` Будущий мир, описанный писателями киберпанковской литературы, очень далек от ` оптимизма. Им правят огромные транснациональные корпорации, ведущие ` информационные войны друг с другом. Его переполняют синтетические наркотики, ` чипы-имплантанты и интеграция реальности с Матрицей (так называл ` киберпространство Уильям Гибсон). Люди находятся одновременно в реальности и в ` виртуальном пространстве, причем непонятно, что именно считается настоящим. ` Для существования человеку уже не требуется плоть — в Сети существует его ` виртуальная цифровая копия… Таким будущее виделось два десятилетия назад. ` Глядя из окна на сегодняшний мир, понимаешь, что эти пессимистичные прогнозы ` начинают сбываться. Сферы влияния в мире распределены между гигантскими ` корпорациями и холдингами. Включите последние новости — несколько из них ` обязательно будут связаны с объединением нескольких корпораций в более ` огромные структуры. Сеть пронизывает практически каждую сферу нашей жизни. ` Люди проводят все больше времени в Интернете (пока примитивном виртуальном ` пространстве). Спецслужбы разных стран контролируют до 70% всего ` Интернет-трафика. Американские компании используют отслеживающую систему ` Echelon для шпионажа над своими европейскими конкурентами. Дешевые ` синтетические наркотики типа MDMA (экстази) и PHP (пыль ангелов) употребляются ` молодежью в огромных количествах. Мир становится все более технологически ` ориентированным, а власть информации ощущается все сильней. ` Чтиво для киберпанка ` Кто же были эти писатели, которые сумели предугадать развитие Сети, в то время ` как остальные описывали какие-то звездные бои в далеких галактиках? Основателем ` жанра считают Уильяма Гибсона, который в 1984 году опубликовал роман ` «Нейромантик» (Neuromancer). Среди его известных произведений — «Граф Ноль» ` (Count Zero) и «Мона Лиза овердрайв» (Mona Lisa Overdrive). По одному из ` рассказов Гибсона был снят известный фильм «Джонни-мнемоник». ` Другим «китом» киберпанковской литературы является Брюс Стерлинг, явивший ` миру «Шизматрицу» (Schismatrix). Кроме них можно назвать Льюиса Шайнера, ` Майкла Суэнвика, Руди Рюкера и многих других. ` Киберпанковская литература обычно описывает маргинальных личностей в ` технологических сообществах. Всегда присутствует «система», доминирующая над ` обычными людьми, будь то правительство, корпорации или религиозная секта. ` Техническое оснащение «системы» (компьютеры, Сеть, масс-медиа) позволяет ` контролировать людей. Это и есть «кибер»-элемент жанра. Однако в любом ` сообществе присутствуют те, кто живет на грани, — изгои, преступники и другие, ` ищущие собственной свободы. Литература киберпанка фокусируется именно на этих ` людях, на том, как они применяют технологические достижения «системы» в своих ` целях. Это составляет «панк»-элемент жанра. ` Если говорить о «русском киберпанке», то на сегодняшний день самыми ` известными произведениями являются «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, ` «Сердца и моторы» Васильева и «Свободный охотник» Щеголева. Из последних ` произведений выделяется «Паутина» Мэри Шелли и Перси Шелли (явно псевдонимы, ` восходящие к одной из статей Брюса Стерлинга, где он говорит о старинном романе ` «Франкенштейн» Мери Шелли как об одном из первых произведений в жанре ` научной фантастики). «Паутина» — чисто сетевое произведение, опубликованное в ` Интернете по адресу www.net.cl.spb.ru/cetera/konkurs/pautina.htm. На данный момент ` последняя глава еще не закончена, и все с нетерпением ждут продолжения. Кому-то ` может не понравиться стиль изложения «Паутины» или литературные приемы, ` однако читается она на одном дыхании, в ней есть несколько довольно логичных ` предсказаний по поводу дальнейшего развития Интернета. ` Не стоит сразу бежать к ближайшему книжному лотку и мучить реализатора ` именами, которых он точно никогда не слышал. У вас есть компьютер, модем и ` доступ к Сети. Больше ничего и не требуется. Уверен, что вы уже давно ничего не ` читали на бумаге, разве что наш журнал. Поэтому предоставляю адрес, где можно ` найти эти произведения. На http://lib.ru/INOFANT находятся практически все ` известные произведения Гибсона, есть парочка рассказов Стерлинга и Рукера. Для ` начала хватит и этого. В дальнейшем вы сами сможете отличить киберпанк от ` коммерческой пародии на него. ` Музыка/Одежда ` Вопросы, связанные с тем, как должны одеваться и что должны слушать киберпанки, ` часто попадаются в различных тематических конференциях. Сразу видно, что те, кто ` их задает, из разряда «Киберпанк — это круто, я тоже хочу им стать». Обломитесь, ` киберпанк — это не мода. Если вы это еще не осознали, то нет ничего страшного. ` Просто не пишите заглавными буквами в чатах о том, что вы киберпанк, ладно? ` Культовые фильмы ` Мрачные настроения киберпанка должны были отразиться в кинематографе. Так ` оно и произошло. Однако по-настоящему киберпанковских фильмов довольно мало, ` так как сущность движения проявляется именно в литературе, а не в кино. ` Для начала упомянем известные фильмы — ` «Джонни-Мнемоник», «Хакеры», «Бегущий по лезвию ` бритвы» (кстати, снятый по роману Филипа К. Дика ` «Снятся ли андроидам электрические овцы?»), «13-й ` этаж» и, наконец, «Матрица». Менее известные картины, ` за которыми придется побегать по видеотекам, — «Конец ` насилия», «Пока не наступит конец света» и другие. ` Спешу огорчить многих «начинающих киберпанков» — ` большинство этих фильмов совсем не похожи на «Матрицу», т.е. голливудское ` зрелищное видение жанра. Это не боевики и часто там даже нет упоминания о ` компьютерах. Основной мотив — это проблема влияния индустриального общества ` на человека. ` Cyberpunk is dead ` В 1991 году один из основателей движения написал статью «Признания бывшего ` киберпанка», в которой объявил направление мертвым. Почему? Как всегда, ` коммерция убила андерграунд, и это отлично показывает «Матрица». В идейной ` подоплеке фильма нет ничего культового и оригинального — все это уже было у ` Гибсона и других авторов. Фильм выиграл благодаря зрелищности, а это уже не ` поприще андерграунда. ` Киберпанк сейчас в моде. Это слово любят употреблять в телепередачах про ` новоявленных любителей Интернета, в блокбастерах и сегодняшней научной ` фантастике. Сейчас киберпанк представляет собой нечто отличное от того, что в него ` вложили основатели. Поэтому они от него отказались. Любопытно, что ` «предсказатель Интернета» Уильям Гибсон до сих пор сторонится Сети. ` Как мудро было кем-то сказано — в наше время андерграундная революция ` невозможна. Потому что, попытайся она возникнуть, как в рекламных отделах ` компаний быстро просчитают ее коммерческую выгоду, растиражируют ` миллионами копий и продадут массам. ` Киберпанк умер, однако он успел предупредить человечество о новой опасности — ` засилия информации и технологии. Недавно Билл Джой — один из основателей Sun ` Microsystems — опубликовал заявление под названием «Why the future doesn`t need ` us» (www.wired.com/wired/archive/8.04/joy_pr.html), в котором предупредил, что в ` будущем высокоинтеллектуальных роботизированных систем и нанотехнологий ` может не найтись места для «низкоэффективной» биологической жизни. ` Поэтому, когда какой-нибудь ламер заявляет в конференции о киберпанке, что «Я ` КИБЕРПАНК!», его сообщение не вызывает флейма (ответных оскорбительных ` мессаг), а просто игнорируется. Зато утверждения типа «Выживание цивилизации ` возможно только через технологическое развитие» вызывают такой гневный отклик, ` что его автор бывает не рад своему заявлению. |
Сообщения в ветке