Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


Киберпанк

Автор: BFG
Дата: 22.12.00, @10:52

 
http://serv4.uic.nnov.ru/cgi-bin/mac/SCIFICT/rusfnews_faq.txt
Сергей Бережной. RU.SF.NEWS FAQ
1.3. КИБЕРПАНК (Cyberpunk) - Определение


К.- устоявшееся название направления в "жесткой НФ",
появившегося в первой половине 1980-х годов в США. Направление
характеризуется тем, что описывает высокотехнологизированное
будущее (в основном, в мрачных тонах: разруха, нищета,
преступность, мир поделен на сферы влияния транснациональных
корпораций), сращивание человека с компьютером (частичная или
полная киборгизация и нетрадиционные интерфейсы), использует
динамичный сюжет. К. позаимствовал и развил многие
стилистические находки Бестера, Дилэни, Дика некоторых других
авторов "новой волны".

Основателями К. считаются William Gibson и Bruce Sterling.
Гибсону принадлежит ныне реализованная технически идея
виртуальной реальности (ВР, virtual reality, VR).
Поначалу использование ВР являлось четким отличительным
признаком К., но постепенно ВР стала появляться даже в лирической НФ,
предельно далекой от К.

Краткий список книг:

William Gibson NEUROMANCER [1984]
Greg Bear BLOOD MUSIC [1985]
Bruce Sterling SCHISMATRIX [1985]
William Gibson COUNT ZERO [1986]
William Gibson MONA LIZA OVERDRIVE [1988]
Charles Platt THE SILICON MAN [1989]
Neal Stephenson SNOW CRASH [1994]

Более подробный список книг см.:

CYBERPNK.ARJ Cyberpunk Reading List

http://www.internet.net.md/number_7_2000/punk.html
Точного словарного определения и стереотипа киберпанка не существует.
Киберпанков можно найти где угодно. Они среди твоих друзей и знакомых. Скорее
всего, им являешься и ты.
Главное отличие киберпанка — асоциальность, его мысли и действия выходят за
рамки общепринятого. Конечно, его жизнь тесно связана с компьютерами, так как
без компьютера киберпанк превращается в простого панка. Однако это так и
ненаучившийся каким-нибудь хакерским азам юзер в стильной одежде, который
следует определенному имиджу, созданному маркетинговыми отделами крупных
корпораций.
После волны киберпанковской литературы середины
80-х некоторые группы людей стали называть себя
киберпанками, потому что они дистанцировались от
«системы» общества и отождествляли себя с героями
киберпанковских новелл. Этими группами являются
хакеры, крэкеры, фрикеры и шифрпанки. Первые три
знакомы всем, даже ламерам, которые так и мечтают,
чтобы их причислили к одной из них. Последнюю группу
знают не все. Шифрпанки полагают, что противостоять тотальному контролю
«системы» можно с помощью сильной криптографии (т.е. шифрования). Они
являются распространителями мощных криптографических систем, они же основали
и первое в мире компьютерное государство HavenCo.
Тот, кто заявляет, что термину киберпанк невозможно дать точное определение, в
какой-то мере прав. Дело в том, что мы уже живем в обществе, описанном в
киберпанковской литературе 80-х. Как сказал основатель жанра Уильям Гибсон,
«будущее уже наступило, просто оно еще неравно распределено».
Будущее уже наступило
Будущий мир, описанный писателями киберпанковской литературы, очень далек от
оптимизма. Им правят огромные транснациональные корпорации, ведущие
информационные войны друг с другом. Его переполняют синтетические наркотики,
чипы-имплантанты и интеграция реальности с Матрицей (так называл
киберпространство Уильям Гибсон). Люди находятся одновременно в реальности и в
виртуальном пространстве, причем непонятно, что именно считается настоящим.
Для существования человеку уже не требуется плоть — в Сети существует его
виртуальная цифровая копия… Таким будущее виделось два десятилетия назад.
Глядя из окна на сегодняшний мир, понимаешь, что эти пессимистичные прогнозы
начинают сбываться. Сферы влияния в мире распределены между гигантскими
корпорациями и холдингами. Включите последние новости — несколько из них
обязательно будут связаны с объединением нескольких корпораций в более
огромные структуры. Сеть пронизывает практически каждую сферу нашей жизни.
Люди проводят все больше времени в Интернете (пока примитивном виртуальном
пространстве). Спецслужбы разных стран контролируют до 70% всего
Интернет-трафика. Американские компании используют отслеживающую систему
Echelon для шпионажа над своими европейскими конкурентами. Дешевые
синтетические наркотики типа MDMA (экстази) и PHP (пыль ангелов) употребляются
молодежью в огромных количествах. Мир становится все более технологически
ориентированным, а власть информации ощущается все сильней.
Чтиво для киберпанка
Кто же были эти писатели, которые сумели предугадать развитие Сети, в то время
как остальные описывали какие-то звездные бои в далеких галактиках? Основателем
жанра считают Уильяма Гибсона, который в 1984 году опубликовал роман
«Нейромантик» (Neuromancer). Среди его известных произведений — «Граф Ноль»
(Count Zero) и «Мона Лиза овердрайв» (Mona Lisa Overdrive). По одному из
рассказов Гибсона был снят известный фильм «Джонни-мнемоник».
Другим «китом» киберпанковской литературы является Брюс Стерлинг, явивший
миру «Шизматрицу» (Schismatrix). Кроме них можно назвать Льюиса Шайнера,
Майкла Суэнвика, Руди Рюкера и многих других.
Киберпанковская литература обычно описывает маргинальных личностей в
технологических сообществах. Всегда присутствует «система», доминирующая над
обычными людьми, будь то правительство, корпорации или религиозная секта.
Техническое оснащение «системы» (компьютеры, Сеть, масс-медиа) позволяет
контролировать людей. Это и есть «кибер»-элемент жанра. Однако в любом
сообществе присутствуют те, кто живет на грани, — изгои, преступники и другие,
ищущие собственной свободы. Литература киберпанка фокусируется именно на этих
людях, на том, как они применяют технологические достижения «системы» в своих
целях. Это составляет «панк»-элемент жанра.
Если говорить о «русском киберпанке», то на сегодняшний день самыми
известными произведениями являются «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко,
«Сердца и моторы» Васильева и «Свободный охотник» Щеголева. Из последних
произведений выделяется «Паутина» Мэри Шелли и Перси Шелли (явно псевдонимы,
восходящие к одной из статей Брюса Стерлинга, где он говорит о старинном романе
«Франкенштейн» Мери Шелли как об одном из первых произведений в жанре
научной фантастики). «Паутина» — чисто сетевое произведение, опубликованное в
Интернете по адресу www.net.cl.spb.ru/cetera/konkurs/pautina.htm. На данный момент
последняя глава еще не закончена, и все с нетерпением ждут продолжения. Кому-то
может не понравиться стиль изложения «Паутины» или литературные приемы,
однако читается она на одном дыхании, в ней есть несколько довольно логичных
предсказаний по поводу дальнейшего развития Интернета.
Не стоит сразу бежать к ближайшему книжному лотку и мучить реализатора
именами, которых он точно никогда не слышал. У вас есть компьютер, модем и
доступ к Сети. Больше ничего и не требуется. Уверен, что вы уже давно ничего не
читали на бумаге, разве что наш журнал. Поэтому предоставляю адрес, где можно
найти эти произведения. На http://lib.ru/INOFANT находятся практически все
известные произведения Гибсона, есть парочка рассказов Стерлинга и Рукера. Для
начала хватит и этого. В дальнейшем вы сами сможете отличить киберпанк от
коммерческой пародии на него.
Музыка/Одежда
Вопросы, связанные с тем, как должны одеваться и что должны слушать киберпанки,
часто попадаются в различных тематических конференциях. Сразу видно, что те, кто
их задает, из разряда «Киберпанк — это круто, я тоже хочу им стать». Обломитесь,
киберпанк — это не мода. Если вы это еще не осознали, то нет ничего страшного.
Просто не пишите заглавными буквами в чатах о том, что вы киберпанк, ладно?
Культовые фильмы
Мрачные настроения киберпанка должны были отразиться в кинематографе. Так
оно и произошло. Однако по-настоящему киберпанковских фильмов довольно мало,
так как сущность движения проявляется именно в литературе, а не в кино.
Для начала упомянем известные фильмы —
«Джонни-Мнемоник», «Хакеры», «Бегущий по лезвию
бритвы» (кстати, снятый по роману Филипа К. Дика
«Снятся ли андроидам электрические овцы?»), «13-й
этаж» и, наконец, «Матрица». Менее известные картины,
за которыми придется побегать по видеотекам, — «Конец
насилия», «Пока не наступит конец света» и другие.
Спешу огорчить многих «начинающих киберпанков» —
большинство этих фильмов совсем не похожи на «Матрицу», т.е. голливудское
зрелищное видение жанра. Это не боевики и часто там даже нет упоминания о
компьютерах. Основной мотив — это проблема влияния индустриального общества
на человека.
Cyberpunk is dead
В 1991 году один из основателей движения написал статью «Признания бывшего
киберпанка», в которой объявил направление мертвым. Почему? Как всегда,
коммерция убила андерграунд, и это отлично показывает «Матрица». В идейной
подоплеке фильма нет ничего культового и оригинального — все это уже было у
Гибсона и других авторов. Фильм выиграл благодаря зрелищности, а это уже не
поприще андерграунда.
Киберпанк сейчас в моде. Это слово любят употреблять в телепередачах про
новоявленных любителей Интернета, в блокбастерах и сегодняшней научной
фантастике. Сейчас киберпанк представляет собой нечто отличное от того, что в него
вложили основатели. Поэтому они от него отказались. Любопытно, что
«предсказатель Интернета» Уильям Гибсон до сих пор сторонится Сети.
Как мудро было кем-то сказано — в наше время андерграундная революция
невозможна. Потому что, попытайся она возникнуть, как в рекламных отделах
компаний быстро просчитают ее коммерческую выгоду, растиражируют
миллионами копий и продадут массам.
Киберпанк умер, однако он успел предупредить человечество о новой опасности —
засилия информации и технологии. Недавно Билл Джой — один из основателей Sun
Microsystems — опубликовал заявление под названием «Why the future doesn`t need
us» (www.wired.com/wired/archive/8.04/joy_pr.html), в котором предупредил, что в
будущем высокоинтеллектуальных роботизированных систем и нанотехнологий
может не найтись места для «низкоэффективной» биологической жизни.
Поэтому, когда какой-нибудь ламер заявляет в конференции о киберпанке, что «Я
КИБЕРПАНК!», его сообщение не вызывает флейма (ответных оскорбительных
мессаг), а просто игнорируется. Зато утверждения типа «Выживание цивилизации
возможно только через технологическое развитие» вызывают такой гневный отклик,
что его автор бывает не рад своему заявлению.

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: