Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


особенности православной фотосъёмки [+]

Автор: Goblin
<goblin@oper.ru>

Дата: 15.11.08, @14:10

  ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ФОТОСЪЕМКИ
советы начинающему православному фотографу

Николай МОРОЗОВ

Прошу профессионалов-фотографов не судить слишком строго, ведь в первую очередь моя статья посвящена не тому какой фильтр использовать или какую выдержку ставить, а организационным моментам, таким, как не остаться без фотоаппарата, как меньше портить пленки и нервы себе и другим. Другими словами - простейшие советы полным фото чайникам, желающим взять в храм или паломническую поездку фотоаппарат.


ВЫБОР ФОТОКАМЕРЫ

Свой выбор камеры делал основываясь на следующих параметрах:

1. Чтобы была зеркальной.
Зеркальные камеры обладают значительно более хорошим объективом и кроме того видоискатель совмещен с объективом. Т.е. в глазок вы видите то, что попадает в объектив. Таким образом получается сделать так, чтобы все что надо в кадр попало, а что не надо - не попало. И еще видны все тени и блики, от которых иногда можно избавиться меняя наклон фотоаппарата.

2. Чтобы была легкой и маленькой.
Некоторые люди покупают крутой профессиональный фотоаппарат с набором объективов и штативов. Начитавшись различной литературы по фото они аргументировано обосновывают свой выбор. А потом - фотографируют мыльницей!!! Я считаю это верхом глупости и гордыни. Аргументируют свое поведение тем, что:
- боятся разбить или потерять дорогую технику.
- тяжело возить с собой.
- хочется быстро щелкнуть и нет времени возиться с настройками.

Ну и тогда зачем крутой фотоаппарат? Ладно бы покупали богатые люди, для которых 30000 - 60000 руб - это небольшие деньги. А то веть люди копят деньги несколько лет, и потом не пользуются. Сделают несколько гадких снимков своей пьяной рожи, любимого кота или ребенка и все. А что снимки гадкие - так ведь мастерство приходит с опытом.

Очевидно проявление гордости: "у меня есть крутой фотоаппарат"... Но гордость обычно быстро просрамляется: первый нормальный фотолюбитель назовет такого дураком или порезче.

3. Чтобы был один универсальный объектив: ZOOM / ланшафт / портретник
В паломническую поездку лично мне тяжело кроме всех прочих вещей тащить сумку с аппаратурой. И ведь с ней надо ни когда не расставаться - сопрут. И в храме с ней, и причащаться, и к мощам подходить в давке... Так что сменные объективы очень обременительны. Кроме того, часто нет времени их менять.

4. Чтобы была более менее мощная вспышка
Некоторые начинающие фотолюбители полагают, что вспышка их мыльницы озаряет все вокруг, как молния и пытаются ночью фотографировать с ней ландшафты . Чтобы в полутемном храме сотографировать какую то икону нужна мощная вспышка. Кажется, что она совсем рядом - на потолке. Но до потолка - 5-20 метров. Мыльничной не хватит.

5. Чтобы выдерживал дождь, снег и пр. непогоду.
Фотоаппарат должен работать и в снег и в дождь. Как правило более или менее на это расчитаны все камеры. Правда, тут - вопрос везения. Я со своим "Олимпусом" как-то провалился в засыпаную снегом сточную канаву и упал выдвинутым обективом вперед. Вытер грязь и снег, высушил. Работает.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ

Из дополнительных вещей к своему "Олимпусу" я приобрел:

Штатив GIOTOS RT-8000.
Маленький: 30 см в длину в сложенном виде, в раздвинутом - немного больше метра. Т.е. аппарат на уровне груди получается. В магазине говорили, что он для мыльницы, но спокойно держит и мой "Олимпус", и "Зенит" с большой и тяжелой вспышкой. Главное - ноги до конца выдвинуть и зафиксировать, и чтобы поверхность ровная была и не было сильных порывов ветра.

Зачем нужен штатив:

Ночной ландшафт. Храмы с подсветкой очень красивы. Но для съемки нужна большая выдержка. Если без штатива - то за счет дрожи руки смажется.
Cфотографировать икону в темноте в освящении таком, какое задумано - т.е. лампада или свеча. Икона - не картина и в ярком свете выглядит совсем иначе, чем она задумана.
Сфотографировать себя в святом месте вместе с интересными людьми, например с батюшкой. В подобной ситуации никто не захочет остаться за кадром. А если и захочет - то чужим фотоаппаратом он может просто плохо снять.

Всегда имею комплект запасных батареек.
Зачем это нужно? Никакие индикаторы зарядки не могут быть точны принципиально и иногда очень сильно врут. Вы думаете, что у вас заряда батарейки хватит на 2 пленки? Может быть и хватит, но вдруг вспышка не вспыхивает... Однажды я попал в такую ситуацию. Литиевых батареек не было ни на вокзале, ни тем более в киосках, зайти в которые было возможно. Такие редко где продаются, особенно вдали от Москвы.

На объектив купил нулевый фильтр
Это просто стекляшка для защиты от грязи и пыли. Протираю его обычным носовым платком. Чтобы не царапался объектив. Ослабление светосилы минимальное, зато как полезно!

Сумку скромную и никак не намекающую на наличие в ней фотоаппарата
Сначала использовал от противогаза, а чтобы помягче аппарату было - клал его в еще в шапку из мягкой шерсти. Потом купил более водостойкую подобного же фасона и размера.

Почему не фирменный футляр?

1. Фотоаппараты воруют...
В православных храмах развелось очень много воров. Почему не борятся с ними? Потому что очень трудно. Вот у нас в монастыре завелась цыганка, которая заставляла ребенка попрошайничать и периодически избивала его в туалете. Вот захожу в сортир - вижу как бьет его. Зову сторожа. Он зовет еще мужиков и гоним ее. Ну выгнали, а что дальше? Опять придет. Денег на выпивку надо. В милицию сдать - так все равно выпустят, за бродяжничество статьи нет. Но это у нас, где семинария и есть - 60-80 молодых парней - и то с большим трудом удается разгонять обычных попрошаек. Причем во многом благодаря тому, что батюшка не благословил давать им деньги. Конфеты и еду - пожалуйста. Если поймать вора в храме за руку с поличным - он будет дико визжать, что его христиане убивают, будет сыпать проклятья на всех и вся и найдет среди бабок много заступниц (сам видел в Троицко-Сергиевой Лавре). До милиции дело не дойдет. И все воры это знают и потому часто воруют у всех на виду. Во многих приходах все в лицо знают воров и предупреждают постоянных прихожан. Так что чем менее ваша фотосумка говорит о наличии в ней фотоаппарата - тем дольше ваш фотоаппарат будет вашим.

2. Иногда нельзя фотографировать.
Некоторым завидно что вы фотографируете. Поэтому увидев у вас сумку с фотоаппаратом прямо у входа у вас могут попросить сдать ее в камеру хранения - потеряете много времени, а главное - не сфотографируете ничего. А если не заметят - то можно будет сказать что не знали и спрятать аппарат в сумку. Все будут довольны - вы сделали кадр, страж сделал вам замечание . Иногда ревностные не по разуму бабки начинают проявлять инициативу и спрашивать:

- А вас благословили фотографировать?
На это можно ответить:
- А вас благословили делать замечания тем кто фотографирует?

И она заткнется или окажется, что она послана следить за порядком, тогда спокойно убирайте фотик - всякая власть от Бога, даже такая...

3. Проще доставать из мягкой и широкой сумки, чем из жесткого футляра, особено озябшими руками.

4. Греть руки зимой, ожидая кадра, лучше в теплой мягкой шапке от фотоаппарата чем в холодном пластиковом футляре. Оптика не запотевает, как если бы держать аппарат под пальто.

КАК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДЕТ ПРАВОСЛАВНЫЙ ФОТОГРАФ

Максимально скромно и неброско.
Ничто не должно выдавать у него наличие дорогой (или не очень дорогой) фототехники. Никаких ремешков и сумок с эмблемами и рекламой фото-производителей. Наличие таких вещей - это первая наводка для вора. Помните! Время съемки - несколько секунд или минут. А ваши вещи могут быть рассматриваемыми часами.

Зимой в куртке должен быть капюшон.
Во время молитвы под открытым небом (например на кладбище) шапку принято снимать. Но вот молебен кончился, и у вас несколько секунд для удачного кадра, а вы в это время надеваете шапку. Или в помещении шапку надо снимать, есть возможность сделать кадр, а в руке - шапка. Пока перекладываете из руки в руку - можете потерять время - около интересующей вас иконы встанет толпа паломников... Кадр уплыл. Или если держа шапку в руке будите делать кадр - она может закрыть объектив. Пусть чуть чуть - но кадр испортит сильно.

Варежки, перчатки, перчатки без пальцев.
В перчатках руки мерзнут. В варежках неудобно снимать. Есть компромис - перчатки с отрезанными пальцами и варежечным колпачком. Вроде бы удобно, но этот колпачок часто при съемке попадает в кадр, особенно, когда надо быстро что то сфотографировать. Так что по-моему лучше обычные варежки, но только не шерстяные - волосы лезут в объектив.

Только для женщин.
Говоря про одежду следует напомнить что неблагочестивая одежда у мужиков - шорты и майки с открытыми плечами, у женщин - непокрытая голова, короткие юбки, брюки, голое пузо, голые плечи и косметика - особенно недопустимы для православного фотографа. Если вы будучи в неблагочестивой одежде скромно затеряетесь в толпе - вас никто и не заметит. Но если будете фотографировать - обязательно найдется много-много желающих сделать вам замечание. Мало не покажется. Помните об этом, особенно, милые дамы!

ЧТО МОЖНО, А ЧТО НЕЛЬЗЯ

В храме не везде можно ходить. Поэтому, даже если вам в храме разрешили фотографировать - то это не значит, что в поисках кадра вам можно ходить где вздумается.

Нельзя:

1. Проходить между иконостасом и подсвечником или между священником (чтецом, диаконом) и иконостасом. Обходить надо сзади. 2. Количество народа не играет роли.
3. Ходить по коврам - они положены для священников.
4. Заходить на возвышение перед иконостасом - амвон и солею.
5. Становиться ногами на раки с мощами, подсвечники и прочую церковную мебель, а так же садиться на нее (с целью поймать кадр)
6. Произносить громкие возгласы типа "отойди", "стой", "снимаю".
7. Пользоваться пищалками и бибикалками на цифровых камерах и фотографирующих телефонах.
8. Мешать движению людей и особенно священнослужителей.
9. Разговаривать во время богослужения.
10. Фотографировать моменты службы, когда совершается таинство: Крещение, Миропомазание (не путать с елеяпомазанием), Евхаристия (причастие)

Не желательно:

1. Стоять без необходимости спиной к алтарю.
2. Распространять неудачные кадры, на которых изображена святыня (об этом будет еще сказано подробнее).

Желательно:

1. Перед тем как фотографировать - взять благословение у священника: подойти и сказать: "Батюшка! благословите сфотографировать!" Как правило они разрешают. Не разрешают фотографировать обычно не священники, а музей. И поэтому священники иногда не благословляют. Например, на Соловках когда музей был силен - не разрешали фотографировать даже храмы снаружи - заставляли покупать на это специальный билет. Музей сдал позиции - монастырь разрешил. А внутри храмов часто не разрешают фотографировать чтобы не распространяли плохие фотографии.
2. Не фотографировать в храме со вспышкой, а лучше с большой выдержкой и со штативом. Так будет передано естественное освящение.

КАК ХОРОШО ПОСТРОИТЬ КАДР

Умение хорошо построить кадр, т.е. выбрать то, что вы хотите сфотографировать - самое главное в искусстве фотографа. Без этого не поможет самая лучшая техника. Как научиться этому искусству - существует много разной литературы в т.ч. и в интернете. Я расскажу об особеностях, применительно к церковной фотографии.

Крестный ход

Как не надо фотографировать:

Женщина в платочке - это очень красиво. Но кадр состоящий полностью из платочков - это не совсем здорово. А именно это получается, если вы пытаетесь фотографировать крестный ход, находясь в его рядах. Или подняв свою любимую мыльницу пытаетесь сфотографировать обращенное к вам лицо батюшки. Наберитесь наглости, а еще лучше возьмите благословение у любого батюшки (разумеется перед съемкой) и фотографируйте как надо.

Плохой кадр типа: "Море платочков!"
Типичный кадр мыльницей из рядов крестного хода. Где-то впереди - Святейший Патриарх.

Плохой кадр типа: "Стоит наш фотограф, и в след уходящему крестному ходу грустно глядит!". Снято с хорошей позиции (сверху, с моста) хорошим аппаратом, но... Шел в крестном ходе. Пока бежал, пока поднимался на мост, пока наводил камеру - крестный ход ушел... Другой такой позиции не будет. Поэтому надо заранее искать хорошую позицию для съемки и выбрать что-то одно: или в крестном ходе идти или кадр хороший сделать.

Плохой кадр типа: "Обычная толпа".
Совершенно дурной кадр - просто дома и толпа людей.

Плохой кадр типа: "Толпа вокруг храма".
Если цель была сфотографировать храм - то можно было бы выбрать иную точку. А так - смесь "Моря платочков" и "Обыкновенной толпы".

Как надо фотографировать:

Крестный ход хорошо фотографировать или спереди или сверху, причем желательно, если будет сфотографирован он на фоне храмов - начала и конца пути.

Крайне нежелательно в отчетах иметь фото где только промежуточные пункты: крестный ход от Николо-Перервинского до Николо-Угрешского монастыря (более 20 км) а судя по фото размещенным на сайте - как будто до Люблино (совсем чуть-чуть км.)

Храмы и люди, люди у храмов

Плохой кадр типа: "Воинствующий безбожник."
Не уподобляйтесь коммунистам - не срезайте с храмов кресты и купола!

Плохой кадр типа: "Не бойся! Подойди поближе."
Если хотите сфотографировать человека на фоне храма - пусть он подойдет поближе. Иначе мало кто поверит, что эта маленькая фигурка вдалеке... Особенно это относится к групповым фото. Желающие сфотографироваться у храма паломники обычно сразу становятся у стены храма, как будто их собираются не фотографировать, а расстреливать. Поэтому приходится отойти на нужное расстояние, чтобы попал весь храм, а затем цыпа-цыпа-цыпа....

А вот более-менее правильное фото. Правда половинка мальчика случайно влезла. Но в целом люди на фоне скита сняты правильно: все строение входит, люди - по пояс, поэтому хорошо видны лица.

Еще немного о людях

Хороший фотопортрет сделать нелегко. Расскажу о нескольких элементарных вещах:

Плохой кадр типа "Черный силуэт".
Если фон светлый - то человек на нем будет темный. Поэтому установите на вашем фотоаппарате "вспышка всегда" и желательно "против красных глаз" (мигающая). Иначе мозги фотоаппарата настроятся по светлому фону или по среднему - короче, будет плохо.

Кстати, именно на принципе "черного силуэта" основана православная иконопись. Святой изображен на ярком фоне: нимб - это свечение. Однако черты лица святого светлые, как будто он не загораживает собой свет, а свет проходит через него, наполняет его. Мы - не святые, поэтому на ярком фоне фотографировать не нужно.

Плохой кадр типа "автофокус сделал перелет"
Обычно дефект происходит когда фотографируют пару. Желая чтобы люди были в центре - автофокус по центру оказывается на удаленной точке сзади и фокусирует вдаль. Из-за чего люди получаются не в фокусе - нерезкие. Поэтому, если вы фотографируете незнакомым аппаратом - лучше наведите фокусировку на лицо одного из них. Пусть будет снимок не совсем симметричный, зато в фокусе. Подобная беда не происходит, если люди стоят около стенки или иного объекта - даже если и сфокусируется между голов - то растояние до стенки почти такое же, как и до людей.

Плохой кадр типа: "Голова профессора Доуэля".
Вы же фотографируете не на паспорт. Интересно, чтобы фон тоже попал!

Блики. Попытка научного объяснения откуда на фотографиях получаются ангелы и бесы?

Против солнца лучше не снимать. А если надо? Тогда приходится эксперементировать - снимать под разным углом, прикрывать объектив. Если аппарат зеркальный - то имея некоторый опыт можно видеть где образуется блик и бороться с ним. Пользователи мыльниц блик почти ни как не видят и для них разные удивительные пятна на фотографии - существа из иного мира.

На фото видно, что блик - это не светлое пятно, в месте, где солнце пробивается через ветви, но радужные фигуры от преломления света в оптике. Если отрезать верх фотографии (чуть выше голов) - то причину шестигранника с пятном в нем понять будет сложнее. Блик может образоваться не только если снимать против солнца. Может образоваться из за отражения солнца от воды, блестящего купола или креста.

Фотографируем иконы

Многие священники не разрешают фотографировать в храмах иконы. Правильно делают! Потому что в условиях храма практически невозможно это сделать хорошо по ряду причин:

1. Икону загораживают свечи, лампады, подвески, чьи то платочки и затылки
2. В темноте при фотографировании со вспышкой на иконе образуется блик.
3. Поставить штатив для съемки практически не реально - негде.
4. Из-за невозможности встать перед иконой её фотографируют сбоку, искажая пропорции.
5. Подсветка из-за стоящих рядом свечей и светильников создает дополнительные блики.

Если икона знаменита - то, как правило, по благословению настоятеля ее фотографирует хороший фотограф, предварительно расположив ее нужным образом, и эти фотографии продаются в церковной лавке. Причем цена сравнима с ценой за обычную фотографию, если печать ее не "где подешевле", а в хорошей студии. Те фотографии икон, которые делают паломники - зачастую это не копии икон, а отвратительные карикатуры на эти иконы, ибо карикатура - суть искаженное изображение. Поэтому я очень редко фотографирую иконы. Да и то, только тогда, когда есть какой то шанс сделать это хорошо, потому что иконы размещены соответствующим образом. В противном случае говорю: "снимайте сами, я не смогу".

Ну вот и все, что могу бегло вспомнить про особенности православной фотографии.

2004 © Николай Морозов

http://art.photo-element.ru/ps/church/church.html

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: