Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


вот полный текст интервью [+]

Автор: FranzK.
Дата: 01.01.06, @00:26

  http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/40864/

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Сейчас ты предупредишь. Я хочу сказать, что сейчас я прошу всех, поскольку мы будем говорить о гуманитарных вещах, а именно о литературе и кино, что было обещано мною Леонтьеву после окончания прошлой передачи. Я прошу слабонервных достать валокордин, корвалол, что там еще успокаивающее. Кувалду, если необходимо. Потому что сейчас будет откровение Господне, сейчас Леонтьев скажет свое мнение о фильме "Мастер и Маргарита" и о книжке "Мастер и Маргарита". Пожалуйста.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Я в отличие от авторов фильма и книги на откровения Господне не претендую, сразу хочу сказать. Я вообще не стал бы на эту тему говорить, ну мало ли, мы же не комментируем высокорейтинговую телевизионную продукцию. "Рабыню Изауру" какую-то или "Аншлаг". Почему мне кажется что важно об этом говорить. Потому что это такая базовая вещь. Потому что имеется в виду, что вот роман, экранизация его это является продуктом высокой, чуть ли ни конечной духовности. И это очень, на мой взгляд, страшно. Я бы начал с того, что я хотел бы разделить роман и экранизацию. Начать с романа, потому что тогда будет вообще непонятно про экранизацию. Я считаю М. А. Булгакова очень хорошим писателем, правда. У него есть великолепное произведение, он очень хороший стилист, у него есть рассказы, от которых у меня мурашки по коже просто. "Красная корона", "Белая гвардия" и так далее, даже его вот эти утопии "Роковые яйца", Собачье сердце", ну, такая достаточно популярная в те годы, кстати, традиция чапековская. Роман отличается принципиально одной вещью. Он действительно писался Булгаковым для себя. Он, правда, писался в стол, но не просто в стол, потому что цензура свирепствовала и не давала опубликовать, я думаю, что если бы этот роман в столе нашли те, которые кому-то давали или не давали публиковаться, вряд ли это бы имело для Михаила Афанасьевича какие-то тяжелые последствия. Роман он писал для себя и это самое главное, что он делал с собой. Вот Радзиховский здесь в эфире говорил о том, что более кощунственного антихристианского произведения, чем "Мастер и Маргарита" нет. Собственно это совершенно правда. Это абсолютно очевидная вещь. И не в этом как раз дело. Дело не в кощунстве, мало ли, сколько было антирелигиозных произведений, особенно в ранние советские годы. Дело в том, что для чего Булгаков писал этот роман. И тут мне приходит в голову такая вещь. Меня удивляет, как наши либералы, либеральная интеллигенция, как она дохнет по этому роману. Сохнет просто. Потому что в истории…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нашел. Нашел. Просто замечательно…

М. ЛЕОНТЬЕВ - Ну действительно. Послушай, Матвей. В истории литературы, да и, наверное, публицистики не было столь откровенной и мощной апологетики сталинизма, как роман "Мастер и Маргарита". Это он мне должен был нравиться вроде бы как этатисту. Хотя мне он не нравился с детства. Он у меня вызывал просто омерзение.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А в чем там…

М. ЛЕОНТЬЕВ - В чем смысл. Вот зачем понадобилось сыну профессора богословия, хорошего профессора, воспитанного в этой традиции, зачем ему понадобилось перекладывать на совершенно иной лад Евангелие. Вообще писание. Это же не просто кощунство, взял, надругался. Ничего подобного. Он Булгаков хотел этим романом примирить себя, этизировать свое существование в рамках советской действительности. Он хотел нравиться. Ведь в чем проблема. Я же когда читал роман, маленький еще был, мне с самого начала это показалось очень странным. И потом когда я увидел письма Сталину булгаковские, я понял, что такие письма должны были быть. Они полностью соответствуют логике романа. Я хороший, я умный, я великий, я ваш, а вы меня не любите. Он добивался любви не от населения, не от народа, а от власти. Потому что власть… Роман это поэтика, мистика власти. Власть вне морали. Власть она выше всего. И для того, чтобы себя каким-то образом примирить с этой действительностью, он должен был для себя именно в тех традициях, в той терминологии, в том видении, в котором он воспитывался. Ведь Булгаков не совсем советский писатель. Вот Ильф и Петров советские писатели. Им не надо было примерять себя с советской действительностью. Они настоящие советские писатели. А Булгакову нужно было сделать себя советским писателем. И он это пытался сделать этим романом. Внутри себя. Не власти он писал, не для сталинской премии, он писал для себя. В стол. И характерно, что у Ильфа и Петрова есть образ Булгакова. В этом романе в "Золотом теленке" есть типичный Булгаков. Это Васисуалий Лоханкин. Вот это есть Булгаков в понимании Ильфа и Петрова.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это твои представления.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Это в широком смысле. Не конкретно Булгаков. Но вот именно Васисуалий Лоханкин и его роль в русской революции…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – У этого роль в русской литературе. Ну, хорошо.

М. ЛЕОНТЬЕВ - То же самое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Извини, пожалуйста, мы сейчас сделаем паузу. После этого продолжим немного говорить о романе и, наверно, несколько слов скажешь о фильме, если захочешь.

НОВОСТИ

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Михаил Леонтьев уже успел в первой части нашей программы обвинить либералов в том, что они не то видят в романе "Мастер и Маргарита".

М. ЛЕОНТЬЕВ - Они ничего просто не видят. Это их обычное состояние.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я понимаю. Либералы они губят не только страну, но и литературу.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Себя они губят.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да. Сергей пишет: "Зная о цензуре Ганапольского, - какая цензура, - я не могу отказать себе в желании сказать: господин Леонтьев, а образ Берлиоза вам никого не напоминает. Посмотритесь в зеркало, начало романа написано о вас. Попробуйте меня опровергнуть". Что опровергнуть. Во-первых, опровергать должен Булгаков. Во-вторых, мне кажется, что с Леонтьева списан образ Кота. Вот у меня такое твердое убеждение

М. ЛЕОНТЬЕВ - Малобюджетного. Бортковского кота.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – И тут еще одна интересная история. Один человек говорит, Владимир или кто, прошу прощения: "Михаил, полностью согласен с вашей оценкой экранизации". Довожу до вашего сведения, что он про экранизацию еще ни слова не сказал. Ну, хорошо, послушай. Ведь в романе каждый видит свое.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Понимаешь, там есть вещи, которые написаны русскими буквами. Чего можно видеть свое. Если вы читать не умеете, то, наверное, можно увидеть свое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, вопрос трактовки.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Какая трактовка?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Трактовка у тебя, что это…

М. ЛЕОНТЬЕВ - Есть христианская идея, в основе которой абсолютно нерелятивная христианская мораль. Понятие о добре и зле разделены. Что делает Булгаков. Он примерно так же, как товарищ Ленин, у которого мораль она классовая, то есть то, что в интересах правящего класса, то значит мораль. Он делает ее релятивной. То есть, власть находится вне морали. Я тот, кто…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да, может быть он и показывает власть вне морали. Только со знаком…

М. ЛЕОНТЬЕВ - Он ее так понимает власть. Он ее так чувствует. Это видно. Еще раз говорю, есть документальное подтверждение – это его письма. Эти письма для меня это было просто откровением. Ну, так вот, теперь дальше. Сам роман по себе очень странный. Опять же там же три слоя, есть вот эта вот псевдоевангелическая притча, то есть пародия на Евангелие, и которая выполняет основную идеологическую функцию. Есть тема Мастера личная тема, которую я вообще трогать не буду. Она отдельно, она очень личная действительно. Она связана с той и с другой. И есть вот этот набор газетных фельетонов. На мой взгляд, крайне слабых. Булгаков же долгое время писал в огромном количестве эти фельетоны в газетах, зарабатывал на них деньги. Они в принципе понимаете, существует Ильф и Петров, вот про то же самое… Легкость некая. Существует Зощенко, у которого есть поэтика колоссальная. И вот эти вот… я не знаю, мне за Булгакова очень обидно. Потому что блестящий действительно стилист. И вот что Бортко взял из Булгакова именно вот эти газетные фельетоны. Были такие экранизации Зощенко в советское время. Такие примитивные, где все это сводилось к анекдотам.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ильфа и Петрова.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Нет. Я Ильфа и Петрова сейчас не трогаю. Известные экранизации, может кто-то их помнит. Вот это то же самое. Набор каких-то социальных, такой "Фитиль" о наших недостатках. Кстати, между прочим, заметь одну вещь очень интересную. Вот у Булгакова можно отрывать голову, ноги кому угодно. Берлиоз и так далее. Есть одна категория трудящихся, с головы которых не упал ни один волос. И даже ничего мелкокритического в отношении к ним нигде никогда. Это НКВД. Сотрудники НКВД абсолютно неприкосновенны. Не потому что он их боялся, а потому что они являются эманацией этой самой власти, которая вне всего.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – У тебя есть один человек, которого ты не критикуешь никогда. Это президент Путин. Ты критикуешь все его окружение, но Путин, у Путина ни один волосок, если экстраполировать на журналистскую профессию.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Ну почему. Матвей, ты не прав. Это нечестно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Если ты его и подвергал критике, то только за излишнюю мягкость.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Есть огромное количество вещей в политике…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – У каждого есть чувство самосохранения. Правильно?

М. ЛЕОНТЬЕВ - У нас в стране вся власть, при чем тут самосохранение, вся власть в буквальном смысле сосредоточена в руках одного человека. Это президент. Реально. И поэтому, когда я высказываю резко негативные суждения по тем или иным сторонам политики существующей, это относится к президенту. Это не значит, что я всегда прав.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Но ты его подвергаешь критике только за одно – за мягкотелость. Греф, Кудрин должны быть вышвырнуты…

М. ЛЕОНТЬЕВ - При чем тут мягкотелость. А может он либерал. Он-то как раз более либеральных взглядов…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я понимаю, но поэтому ты его и ругаешь.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Ну так я его ругаю. Ну и что? Я его ругаю за то, что мне не нравится, а за то, что нравится, не ругаю. Вот и все.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Хорошо, договорились.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Чего ты от меня хочешь?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, я от тебя ничего не хочу. Тем более в преддверии Нового года. Я хочу уже тебя совокупить с нашими…

М. ЛЕОНТЬЕВ - А про экранизацию.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Только два слова.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Два слова. Одно. Одно слово даже. Меня…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Только тщательнее, тщательнее…

М. ЛЕОНТЬЕВ - Я совершенно не понимаю, что происходит с Бортко. Я видел один фильм, знаю его наизусть практически. Называется он "Собачье сердце". Это гениальный фильм. Это гениальное произведение режиссуры. Там с любого момента любой кадр можно смотреть сколько угодно. Это просто шедевр режиссуры. Это произведение, которое существует самостоятельно и отдельно вместе с романом того же самого Булгакова, который сам по себе тоже очень неплох. И вдруг после этого этот человек снимает какие-то совершенно странные вещи. Вот у меня сомнения, это тот ли человек или с ним что-то случилось в процессе. Что-то с ним (неразборчиво) этот нечастный. Там же нет режиссера вообще. Слава богу, там великолепный текст Достоевского, и отличные актеры, которые занимаются литературным чтением. В течение многих серий они читают в каких-то интерьерах тексты Достоевского. Режиссера там нет. Вот сказать, что режиссер в "Собачьем сердце". Там Режиссер Режиссерович. Там полно режиссуры. Здесь вообще ничего нет. Я не говорю про "Бандитский Петербург". Здесь вообще такое впечатление, что он отдыхал. Он пошел выпить куда-то с друзьями и не вернулся. Там вообще нет никакой режиссуры. И он, я не могу даже сказать, понял то, о чем я говорил, понимал или думал об этом Бортко. Он вообще ни о чем не думал. Его там нет. С этой точки зрения сам роман является как сказать, мерзкой пародией, а это пошлая пародия на мерзкую пародию. Смотреть это вообще невозможно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Пошлая пародия на мерзкую пародию. То есть пошлая пародия это фильма на мерзкую пародию – роман. Все. Вот на этой замечательной ноте, где пропета осанна нашему отечественному кинематографу…

М. ЛЕОНТЬЕВ - Причем тут отечественный кинематограф. Чего ты обобщаешь?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, ну как. Хорошо.

М. ЛЕОНТЬЕВ - Я говорил о конкретной вещи.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Мнение господина Леонтьева по поводу этого фильма это его мнение. Мочить в сортире его, непосредственно его. Вот не имеет он никакого отношения. Мою точку зрения я высказал в прошлой передаче. Ее не меняю. Вышел режиссер, зашел, ну вышел, а тебе что не нравится. Ну, вышел он перед Новым годом.

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: