Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


К вопросу о соблюдении законов (+++)

Автор: BFG
Дата: 28.10.03, @15:07

  http://www.akdi.ru/gd/PLEN_Z/2002/02/s15-02_v.htm

СТЕНОГРАММА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ
15 февраля 2002
Вечернее заседание

Пожалуйста.

Рыбаков Ю. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Да, уважаемые коллеги, собакам не повезло, но, может, хоть людям повезет. Двенадцать лет, уважаемые коллеги, я занимаюсь депутатской правозащитной деятельностью. За это время ко мне в приемную обратились более 20 тысяч человек по вопросам защиты их прав, по вопросам нарушения их прав, и, если судить по этим обращениям, лавина беспредела, в котором живет население нашей страны, не только не утихает, а растет. Нет сегодня ни одного, так сказать, уголка общественных отношений, в котором не нарушались бы самым грубейшим образом права человека. И конечно, прежде всего это преступность, это насилие, насилие, которое распространилось сегодня не только на гражданский и в первую очередь уголовный мир, это насилие, которое распространилось сегодня и на правоохранительную систему, которая с помощью насилия борется с насилием. Но если в отношении уголовного преступника, применяющего насилие к нашим гражданам, Уголовный кодекс, который мы приняли, еще устанавливает меры воздействия и хотя бы в какой-то мере это зло встречает сопротивление, то, к сожалению, те письма и обращения, которые я постоянно получаю, говорят о том, что преступность, безнаказанная преступность со стороны правоохранительных органов не находит сегодня никакого сопротивления. Чины, звания и должности скрывают, защищают сегодня людей, защищают тех должностных лиц, которые готовы применять насилие ради достижения своих целей. В первую очередь речь идет о применении пытки, той пытки, которая сегодня фигурирует в нашем Уголовном кодексе как термин, но на самом деле не рассматривается в нем как отдельный вид преступления. Что такое пытка и чем она отличается от истязания? Истязание, не имеющее цели, истязание как самоцель - это истязание. Истязание, которое имеет цель, - а в данном случае причинение должностным или иным лицом физических или психических страданий с целью принуждения к даче показаний или к иным действиям, противоречащим воле человека, - это и есть пытка. Понятие это придумано не нами, оно является универсальным, международным понятием. Но статьи, которая предусматривала бы ответственность должностных, подчеркиваю, лиц за применение пытки, в нашем Уголовном кодексе нет, что позволяет пользоваться такой возможностью практически безнаказанно. Да, в нашем Уголовном кодексе есть статья, которая говорит об ответственности дознавателя или следователя за применение недозволенных методов допроса (в том числе там упомянута пытка, хотя на самом деле это не расшифровано), но санкции за применение подобных незаконных методов малы. И сама диспозиция статьи говорит о том, что ответственность за применение пытки будет нести только дознаватель или только следователь, который ее применяет. Но те, кто хотя бы иногда встречается со своими избирателями, получает от них письма и читает их, прекрасно знают, что не следователь и не дознаватель применяют пытки, для того чтобы добиться показаний и признаний в совершении, может быть, тех преступлений, которых человек и не совершал. Как правило, это делают совершенно другие люди. Это работники ОМОНа, это работники РУБОПа, это уголовники в так называемых пресс- хатах, которые выполняют заказ следствия или дознания, в том числе это и должностные лица в психоневрологических диспансерах. Поскольку в Уголовном кодексе статья об ответственности за незаконные методы ведения следствия не фигурирует, они остаются безнаказанными. И продолжать дальше закрывать глаза на это зло мы не имеем никакого права. Мы предлагаем вашему вниманию законопроект, который вводит дополнительную статью в Уголовный кодекс, статью 1171, которая звучит так: "Причинение должностным лицом или по его подстрекательству либо с его ведома иным лицом физических или психических страданий с целью принуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также с целью наказания либо в иных целях - наказывается лишением свободы..." И далее в зависимости от наступивших последствий лишение свободы предусматривается на срок от трех до восьми лет при отсутствии тяжких последствий, от восьми до пятнадцати - при наступлении тяжких последствий и до двадцати лет - при наступлении смерти в результате причинения пыток. Мы убеждены в том, что таким образом мы сделаем серьезный шаг в защите прав наших граждан. Мы убеждены в том, что такой шаг необходим. Надо сказать, что пытки, которые стали повсеместным приемом работы следствия и дознания, оставлены в первую очередь не потому, что следователь или дознаватель - очень жестокий человек, хотя и такие тоже встречаются, но часто в погоне за показателями раскрываемости при отсутствии профессиональных навыков интеллектуального ведения следствия представители этих структур начинают пользоваться такими методами. Причем методы эти стали сегодня универсальными - во всех следственных изоляторах, во всех камерах предварительного заключения применяются одни и те же методы пыток. Например, так называемый "слоник". Человеку надевают на голову противогаз и перекрывают ему шланг, затем интересуются: ну как, вспомнил? Признался, взял на себя еще, кроме того, что, допустим, сделал, - возьми-ка еще три-четыре-пять нераскрытых преступлений. Нет противогаза под рукой - достаточно полиэтиленового пакета: надели на голову, подождали, задохнулся почти до смерти - сняли. Отдышался. Ну как? И делает это не следователь - следователь в это время пьет чай, и дознаватель вместе с ним, - а делают это представители РУБОПа или ОМОНа, или еще какой-нибудь структуры, или просто работники обыкновенного отделения милиции в своем "обезьяннике". А потом следователь возвращается и говорит: "Ну так как, ты вспомнил, дорогой? О, ты, кажется, упал? Зато у тебя, наверно, память прояснилась". И следователь остается безнаказанным, ведь он же не пытал. Кроме "слоника" - "ласточка": руки-ноги - назад, сцепили наручниками, оставили. Или повесили на трубу на тех же самых наручниках повисеть часика два-три-четыре. Или еще проще - просто сутки-двое не выпускать человека в туалет: делай это под себя. Изнасилование - по отношению к женщинам это не редкий случай применения пыток. Или угроза изнасилования для получения нужных показаний, нужных признаний. Да, безусловно, одними только карательными мерами, одним только усилением Уголовного кодекса с этой бедой не справиться. Безусловно, необходимы и другие шаги. Здесь необходимо и то, что мы можем назвать "оком государевым", необходимо, видимо, создание какой-то отдельной государственной комиссии по предотвращению пыток, и Президент об этом дважды говорил. Необходимо кроме этого - ну, грубо говоря, пряник и кнут - материальное стимулирование сотрудников правоохранительных органов и судебной системы, необходимо создание такого статуса, при котором человек, работающий в этой сфере, не захочет лишиться тех привилегий, тех возможностей, той надежной защиты государства и того уважения общества, которых он может лишиться, допустив, так сказать, противозаконные действия. Но это мы и так на самом деле, насколько можем, делаем каждый год, увеличивая расходы на МВД, на судебную систему. И наконец, нужен действительно кнут, потому что то, что происходит сейчас в стране с чудовищным, так сказать, разгулом пыточной системы во всех милицейских структурах, просто недопустимо. Вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать.

Председательствующий. Спасибо, Юлий Андреевич, присаживайтесь. У нас альтернативный законопроект есть, под пунктом 36.2, его доложит Александр Евгеньевич Баранников и одновременно от комитета сделает комментарий по двум законопроектам. Пожалуйста, Александр Евгеньевич.

Баранников А. Е. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, который был внесен депутатом второго созыва Шейнисом. Он так же, как и законопроект, который представлял только что коллега Рыбаков, направлен на дополнение Уголовного кодекса статьей, которая будет карать за пытки. Законопроекты схожи, поэтому у меня будет один доклад, я просто выскажу свое мнение и мнение Комитета по законодательству по отношению к данным законопроектам. Законопроект депутата Рыбакова. Ему комитет отдал свое предпочтение, так как он более выдержан, в более сдержанных нотах, и он учитывает те замечания, которые были высказаны по отношению к законопроекту депутата Шейниса. Прежде всего, уважаемые депутаты, позвольте вам напомнить о том, что Российская Федерация 26 июня 1987 года присоединилась к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Пункт 1 статьи 1 конвенции гласит: любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняются сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признание, наказать его за действия, а также запугать, если такая боль или страдание причиняются государственными должностными лицами или по их подстрекательству, с их ведома или молчаливого согласия, признается пыткой. При этом в статье 2 конвенции изложена обязанность каждого государства предпринимать эффективные законодательные меры для предупреждения актов пыток на его территории. Насколько данная норма отражена в российском уголовном законодательстве? У нас существует статья 302 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за принуждение к даче показаний, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки. Однако диспозиция данной статьи охватывает только ограниченное количество лиц, по отношению к которым может быть возбуждено уголовное дело, - это следователь или лицо, проводящее дознание. Также ограничен круг лиц, применение к которым пыток является уголовно наказуемым деянием, - это только подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель или эксперт. Очевидно, что при таком подходе неохваченным остается большой круг лиц, субъектов преступления, - это сотрудники милиции в широком понимании, это РУБОП, ОМОН, муниципальная милиция, участковые, а не только следователи и дознаватели, как указывает нынешняя статья Уголовного кодекса, а также сотрудники уголовно-исполнительной инспекции по отношению к осужденным, о которых также не говорит действующая статья, и военнослужащие, принуждающие подчиненных к совершению определенных действий. При этом, уважаемые коллеги, статья 21 Конституции Российской Федерации гласит: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию". Основной закон не выделяет особо только подозреваемого и обвиняемого, в Конституции сказано: никто не должен подвергаться пыткам. Комитет Государственной Думы по законодательству большинством голосов рекомендует принять законопроект, представленный депутатом Рыбаковым, а второй законопроект, который внесен депутатом второго созыва Шейнисом, - отклонить. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Александр Евгеньевич. Уважаемые депутаты, есть ли у вас вопросы? Есть. Депутат Кибирев, пожалуйста. Кому вопрос, сразу уточняйте.

Кибирев Б. Г. У меня вопрос к коллеге Рыбакову. Уважаемый Юлий Андреевич, сразу хочу сказать, что я за ваш законопроект проголосую, я считаю его важным. Но у меня все-таки вопрос к вам как к правозащитнику с большим стажем. Не сужаете ли вы проблему пыток? Ведь у нас в нынешней России, смотрите, зарплата нормально работающего человека часто ниже прожиточного минимума, человек лишается права на свет, на тепло, на возможность поехать к больным родителям, лишен собственности, утрачены вклады в Сбербанке и так далее, и так далее. Так вот, совокупность этих негативных элементов бытия, когда они постоянно повторяются, может превратиться в такую пытку, что, так сказать, взвыть захочется. Может быть, права человека защищать надо, естественно, внося поправки в совершенно определенную статью, но вам, как правозащитнику, посмотреть на эту проблему современной России и немножко... (Микрофон отключен.)

Председательствующий. Включите микрофон Рыбакову. С места.

Рыбаков Ю. А. Уважаемый коллега, я полностью с вами согласен. Да, действительно, живется нашим жителям очень плохо, это действительно так. Но давайте сначала решим вопрос с самыми вопиющими безобразиями, а затем перейдем к следующим и будем решать следующие вопросы.

Председательствующий. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Желающих выступить тоже нет. Представитель Правительства? Пожалуйста, Андрей Викторович.

Логинов А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Правительство неоднократно рассматривало предлагаемые альтернативные законопроекты и в официальных отзывах, которые направлялись в Государственную Думу, высказывало свое отрицательное отношение, поскольку полагает, что правовых пробелов в действующем Уголовном кодексе нет в отношении применения пыток в любом их виде, как со стороны лиц, проводящих дознание, или следователей по отношению к обвиняемым, подозреваемым, так и... Применение пытки относится к особому отягчающему обстоятельству убийства, причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека и так далее. Все эти возможные варианты применения пыток, а вы знаете, что пытка - это насилие против человека, против его здоровья и самочувствия, унижающее его честь и достоинство, так вот, всё это как раз является непосредственно предметом всего комплекса уголовного законодательства. Так вот, пробелов не существует, и все эти случаи перекрываются другими статьями Уголовного кодекса. Стоит ли фокусировать отдельно внимание в нашем законодательстве на таких явлениях, когда пытки применяются, как написано в данном конкретном случае, при проведении процедур дознания, при следственных действиях? Мы полагаем, что нет. Это фокусирование, безусловно, отвечает международным конвенциям. Кстати, все эти конвенции ратифицированы еще Советским Союзом, и Российская Федерация следует им и в соответствии с Конституцией руководствуется ими в своей деятельности. И дополнительное отражение вот этих позиций в той формулировке, которую предлагают авторы законопроектов в Уголовный кодекс, на самом деле является просто чисто таким фасадным элементом, а не сущностным. Более того, попытка внести подобные изменения (это отражено в наших официальных отзывах) в уголовное законодательство приведет к тому, что нарушится стройность Уголовного кодекса. Еще раз повторяю: это очень сложная конструкция, и вы знаете, как редко мы принимаем законы, которыми вносились бы изменения в действующий Уголовный кодекс, и в то же время какое огромное количество законопроектов мы рассматриваем и отклоняем. Сегодняшний день это подтверждает. Почему это происходит? Это происходит потому, что, если бы мы часто меняли те или иные статьи Уголовного кодекса, которые существуют в очень тесной взаимосвязи друг с другом, в очень тесной взаимозависимости от УПК, и всё это выходило бы на судебную и непосредственно правоприменительную практику... Так вот, если мы это часто будем менять и видоизменять, у нас будут возникать многочисленные коллизии при трактовании на практике. Это, в общем-то, нарушит работу органов, действительно нарушит работу правоохранительных органов, судебных органов и приведет к тому, что права человека будут в результате нарушаться. Вот почему мы просим не поддерживать данный законопроект. Комментируя слова, которые представители коммунистической фракции сказали, говоря о поддержке данных законопроектов, я просто хотел бы (может быть, не совсем в связи с текстом законопроекта) напомнить, что все эти пытки, все эти "слоники", все эти "ласточки", - они очень хорошо практиковались еще во времена сталинского ГУЛАГа.

Председательствующий. Так, представитель Президента?.. Ничего не хочет сказать. Но у нас не было выступлений депутатов, собственно. По мотивам - депутат Митрохин.

Митрохин С. С. Откровенно говоря, вызывает крайнее недоумение позиция Правительства. Главный аргумент - это, оказывается, стройность законодательства, когда людей... Мы знаем, что у нас почти везде, во всех регионах людей истязают именно тогда, когда они наиболее бесправны, когда у них нет свободы. Вот это ответ депутату Кибиреву. Да, тяжело, когда нарушаются социальные права населения, когда проводятся реформы таким образом, что возникает много нищих и так далее. Но есть одно отличие: у этих людей есть свобода, они все-таки могут ее как-то применить, эту свободу, и попытаться добиться лучшего. А вот у тех, о которых здесь идет речь, свободы нет, они один на один находятся со своим мучителем, истязателем. И во имя некой стройности законодательства мы должны сейчас от этой проблемы уйти и уповать на какие-то международные конвенции, которые и при существовании Советского Союза никогда не соблюдались, как известно, и до сих пор не соблюдаются. Поэтому вот такой подход вызывает просто крайнее недоумение. Да, не на все случаи распространяется, согласен. Но давайте решать проблему поэтапно, шаг за шагом. Сначала эту проблему решим, по дознанию и так далее, потом перейдем к другим сферам. Но вот мы всё же остаемся варварской страной, где это происходит. Как же можно этого не замечать, отговариваясь какими-то коллизиями в законодательстве?!

Председательствующий. Спасибо. Депутат Ковалёв, мы закончили, вообще-то, выступления. Вы по мотивам? По мотивам - Сергей Адамович Ковалёв.

Ковалёв С. А., фракция "Союз Правых Сил". Благодарю вас. Я хотел бы сказать, что формальная правота уважаемого представителя Правительства ничего не меняет по сути дела. В самом деле, насилие предусмотрено весьма многими статьями, нормами Уголовного кодекса. Однако это специфический вид насилия, и Уголовный кодекс полон примеров, когда специфические виды выделяются из общего состава. Весь Уголовный кодекс и есть обозначение специфических видов преступления, которые могли бы быть объединены в общую категорию. А именно по отношению к такому варварскому преступлению, как пытки, это более чем уместно.

Председательствующий. Спасибо. Уважаемые депутаты, с заключительным словом выступает депутат Рыбаков. Пожалуйста, включите микрофон. С места.

Рыбаков Ю. А. Что делать, уважаемые коллеги? Ну не любит Правительство нашего народа! Увы, это так. Ну не любит, понимаете? Любит вот стройность неких бюрократических умозаключений, а народа, к сожалению, не любит. Вот есть нормы, лакун нет, а пытки есть. Никто не может сказать, что их нет, они есть. И тем не менее не нужно ничего делать. Всё хорошо, пускай дальше продолжают неумехи-следователи истязать наше общество и сажать наш народ, а мы будем "стройно" продолжать свою чиновничью работу. Я хотел бы еще напомнить о том, что проект, который мы сейчас рассматриваем, поддерживает Комитет по международным делам, и о том, что в мае парламентской делегации Государственной Думы надо будет ехать в Швейцарию и встречаться там с международным комитетом по предотвращению пыток, где нас в пятый раз (уже в пятый раз!), пятый год спрашивают: ну так вы что-нибудь сделали в этом направлении? Я очень надеюсь на то, что нам будет что сказать в этот раз. Я очень надеюсь на то, что мы, если собак, к сожалению, не пожалели, пожалеем хотя бы собственных избирателей.



Председательствующий. Спасибо. Александр Евгеньевич Баранников, будете заключительное слово брать? Уважаемые депутаты, так как у нас два законопроекта, мы проголосуем их в режиме рейтингового голосования. Прошу подготовиться к голосованию. Первым на голосование ставится законопроект под пунктом 36.1. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Закон Рыбакова, да. (Идет голосование.) Кто без карточки? Нет без карточки. На голосование ставится законопроект под пунктом 36.2, внесенный депутатом Шейнисом, доложенный депутатом Баранниковым. Кто за то, чтобы принять этот проект закона в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идет голосование.) У нас сегодня рекордная явка на заседании: в зале 37 человек. (Шум в зале.) Нет, просто надо на это обратить внимание лидерам фракций и координаторам. Это просто уже бессовестная неявка на заседание пленарное! Кто без карточки? Прошу показать первый результат.



Результаты голосования (17 час. 54 мин. 53 сек.)
Проголосовало за 137 чел. 30,4%
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 137 чел.
Не голосовало 313 чел.




137 - за, спасибо. Прошу показать второй результат.



Результаты голосования (17 час. 55 мин. 29 сек.)
Проголосовало за 43 чел. 9,6%
Проголосовало против 1 чел. 0,2%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 44 чел.
Не голосовало 406 чел.




За - 43. Ни один из законов у нас, собственно, не набрал... Но мы сейчас будем ставить проект, набравший 137 голосов, на второе голосование. Всё, да?

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: