Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


Очень плохое кино, или кое-что о точках отсчета

Автор: Клёпа
<klepa@usa.net>

Дата: 03.07.00, @11:43

  На случай, если кто не в курсе – по образованию я почти физик. "Почти" – потому что сумел остановиться вовремя – как раз в тот момент, когда шутки о тензорах и постоянной Планка начали казаться мне смешными. Так вот, в физике большое внимание уделяется системам отсчета, их выбору и преобразованию друг в друга.


Недавно, будучи в Питере, куда я ездил посмотреть первые игры чемпионата мира по хоккею (и, к счастью, не посмотрел – избежал позора), мы с друзьями поехали на экскурсию в Кронштадт. И там экскурсовод (который заслуживает отдельного рассказа) с гордостью показал нам на какую-то линейку, выгравированную на опоре мостика. Оказалось, что это и была самая, что ни на есть, точка отсчета – от нуля этой линейки отсчитывается то, что далее по всему СССР называлось "уровнем моря". Правда, после постройки Дамбы линейка пришла в негодность, так как вода свободно гуляет вокруг этого уровня, как ей вздумается.


К чему такое долгое вступление? А вот к чему. Если вы, читатели этих строк, относите себя к киноманам или просто любите порассуждать на досуге о просмотренных недавно фильмах – вы в обязательном порядке должны сходить на кинокартину "Поле битвы – Земля". Потому что это точка отсчета. Это – самый худший фильм с бюджетом более десяти миллионов долларов, когда-либо снятый в Голливуде.


Вообразите себе картину Репина "Бурлаки". Оборванные, нечесаные люди с всклокоченными бородами и страданием на лицах изо всех сил тянут лямку фильма. Два часа. Через полчаса я уже не мог отличить зрителей от бомжового вида актеров на экране: такая же тоска в глазах, и одна мысль – "скорее бы титры". Будучи все тогда же в Питере и имея два свободных часа до встречи, мы посетили стереокино, где демонстрировалась лента "Крах Джерд-Сина" (можете поискать в IMDB, английское название – "Metalstorm: The Destruction of Jared-Syn (1983)"). Через пятнадцать минут экранного времени мы заснули (буквально), что потом позволило сохранить бодрость и ясность мысли до глубокой ночи, увы, тогда еще не белой. Теперь я с уверенностью могу сказать – "Крах Джерд-Сина" лучше, чем "Поле битвы – Земля", так как на последнем фильме даже поспать не удастся – из-за громкой музыки и звуковых эффектов. Теперь, перечитывая свои мысли относительно "Гладиатора" или "Угнать за 60 секунд", я начинаю понимать, что это не такие плохие фильмы, а в чем-то просто-таки даже хорошие. Вот что значит выбрать правильную систему координат.


Собственно, больше о фильме сказать было бы и нечего, если бы не присущая многомиллионным блокбастерам четкая выверенность каждого кадра, спецэффекта, движения камеры, жеста и звука. Отчего возникает отчаянный крик, присущий еще русской интеллигенции конца XIX века – "Кто виноват?". В самом деле, кто виноват в том, что фильм с хорошим бюджетом, неплохими актерами (Барри Пеппер сыграл в "Спасении рядового Райана" очень сильную роль рядового Джексона, снайпера, который молился, глядя в оптический прицел, а также Дина Стэнтона в "Зеленой миле"), поставленный по реально неплохой книжке-бестселлеру одного из самых продаваемых американских фантастов (оставим пока в стороне сайентологию) – кто виноват, что получилось не просто плохо, а ужасно?


Предлагаю назвать виновных по именно. Первым в списке стоит, естественно, классический мальчик для битья – режиссер Роджер Кристиан. Доселе Роджер отличился лишь фильмом "Последний провод", неплохо прошедшим в российском видеопрокате, плюс молодежной лентой "Заговорщики" /Masterminds/, неудачной попыткой скрестить "Хакеров" и "Коммандо". С 1997 года ничем себя не проявил. Давать такому режиссеру в руки семидесятимиллионный бюджет – дело очень рискованное.


На втором месте выступает главный художник картины, Патрик Татопулос. Человек на из последних, в основном специализировался на создании разного рода монстров и уродцев – работал над Годзиллой для Роланда Эммериха, а также над пришельцами в "Звездных вратах", "Дне независимости" (с тем же Эммерихом), и в двух новых проектах 2000 года – "Сверхновая" и "Абсолютная тьма" /Pitch Black/. Также в послужном списке – "Стюарт Литл", неожиданно пушистый и белый. А начинал наш герой с ирландским именем и греческой фамилией аж на съемках "Разборки в маленьком Токио" – рисовал татуировки. Глядя на эту подборку, становится понятно, почему и инопланетяне, и земляне в фильме выглядят как опустившиеся и заросшие бомжи и бродяги – просто ничего, кроме мерзких тварей, главный художник картины творить не умеет, но зато уж это он умеет очень хорошо. Результат налицо (на лицах).


К третьему кресту я намерен ржавыми гвоздями приколотить команду продюсеров аж из восьми человек, с самим Джоном Траволтой во главе. Вот где становится ясна истинная суть поговорки про семь нянек! Траволта попытался сам снять свою давнюю мечту – давнюю настолько, что он оказался слишком стар для ее воплощения, и ему пришлось сыграть инопланетчика Тэрла, оставив главную роль Барри Пепперу. Что именно стукнуло в голову Джону так, что он забыл прописную истину о желаемом и действительном – мы уже не узнаем, можем только догадываться. Если это действительно была сайентология (что вполне вероятно, если приглядеться к тому, как на экране издеваются над традиционной религией) – пусть себе развлекается, особенно если развлечение было оплачено из карманов небедной паствы (в сайентологи подалась чуть ли не половина Голливуда, во главе с Томом Крузом). Если это было крушение идеалов и надежд – у его психоаналитика прибавится работы и презренного металла в карманах.


И все же, при всех перечисленных недостатках (если можно так выразиться в отношении фильма, который сам по себе – недостаток) не стоит забывать о том, что мы присутствовали при рождении нового феномена – Очень Плохого Фильма Категории А. Такого в истории кинематографа еще не было. У "Поле битвы – Земля" есть все шансы стать картиной с отрицательными кассовыми сборами: если зритель, выйдя из кинозала, не просто потребует свои деньги назад, но еще и подаст в суд на возмещение морального ущерба – у него есть все шансы выиграть процесс, особенно если в качестве доказательства будет выступать кассета с записью фильма.

Сергей Аксенов



Copyright © 2000

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: