Архив форума "Клуб любителей DVD" с 2000 по 2014гг


OFF Киберпанк - новая книга. Ведомости

Автор: iОlеg®
<zyablikov2000@mail.ru>

Дата: 23.08.02, @10:26

  "Невромант", версия 2. 0
Вышел роман Уильяма Гибсона "Виртуальный свет"

Сергей Кузнецов
Для Ведомостей
23 августа 2002

Есть писатели, которые всю жизнь пишут одну и ту же книгу. Таков и Уильям Гибсон, человек, придумавший новый жанр в мировой фантастике. При всех поклонах в сторону Филипа К. Дика, Томаса Пинчона или Дж. Г. Балларда любой поклонник фантастики знает, что киберпанк родился в 1984 г. , когда Гибсон написал своего блистательного "Невроманта".
Именно в нем впервые появился мир, где люди то и дело сливаются воедино с компьютерами, а виртуальную реальность трудно отличить от настоящей. Именно в этом романе Гибсон впервые употребил слова "киберпространство" и "Матрица", которые, впрочем, означали не совсем то, что в сегодняшних журналах и фильме братьев Вачовски.

После "Невроманта" Гибсон написал еще два романа - "Граф Ноль" и "Мона Лиза Овердрайв", которые все вместе образовали первую киберпанковскую трилогию, связанную скорее общей картиной мира, нежели общими персонажами (как правило, главные герои одного романа появляются в следующем на правах камео). Через девять лет после "Невроманта" Гибсон открыл "Виртуальным светом" новую трилогию, в которую также входят "Идору" (1996) и "Все завтрашние тусовки" (1999). Первый роман новой гибсоновской серии был издан в России с небольшим перерывом двумя издательствами - петербургской "Азбукой" и екатеринбургской "У-Факторией".

"Виртуальный свет" был написан в 1993 г. , уже после падения Берлинской стены и войны в Югославии. История развивалась совсем не так, как представлялось Гибсону девять лет назад, - и потому изменился и облик будущего. Пожалуй, главным отличием мира "Виртуального света" от более ранних версий является всеобщая балканизация. Больше нет первого, второго и третьего мира - просто все люди делятся на тех, у кого что-то есть, и тех, у кого нет ничего. Они разделены не границами стран - а границами городских районов: бездомные в Сан-Франциско живут на захваченном ими Бэй-Бридже, а богатые оккупировали Норт-Бич. Дробление охватывает не только города, но и страны: Россия и Канада давно распались и даже Калифорния разделилась на Северную и Южную. Русские эмигранты работают в полиции, потому что "у них же там было полицейское государство, вот они и привыкли". От СПИДа существуют прививки, хотя это не спасает от эпидемий новых болезней.

Новый гибсоновский мир в меру прекрасен и убедителен. Правда, общее ощущение от него все равно довольно похоже на то, что возникало от первых трех романов: нищета, богатство, информация, деньги, секс и наркотики. Разве что последних двух заметно меньше, чем в "Невроманте". Это не так уж страшно, но в этом "почти новом" мире действуют "почти новые герои", те же герои "Графа Ноля" и "Моны Лизы Овердрайв" - под другими, разумеется, именами. Они могут отличаться деталями поведения, профессиями и даже манерой речи - но по сути все равно остаются одинокими маргиналами, зависающими между теми, у которых есть все, и теми, у которых нет ничего. Можно сказать, что они восходят к пиккаро плутовского романа или трикстерам древней мифологии - но так или иначе при чтении "Виртуального света" не покидает ощущение, что ты не столько читаешь новый роман, сколько перечитываешь старый, но хорошо забытый. Что будет дальше, вспомнить не можешь, но все ходы выглядят узнаваемыми. Один мой знакомый сказал: "Когда я хочу перечитать "Невроманта", при этом его не перечитывая, я беру какой-нибудь другой роман Гибсона". Если вдуматься, это не так уж и плохо. Можно, например, сказать, что автор верен себе.

Неудивительно, что при этом даже пересказ сюжета не испортит удовольствия от чтения. Судите сами: бездомная девушка Шаветта, работающая курьером в Сан-Франциско, неожиданно для себя крадет очки, оказавшиеся хранилищем важной информации. Плохие парни пытаются ее найти и нанимают бывшего полицейского Рэндела, чтобы он помог им. В какой-то момент все параллельные линии встречаются, Рэндел переходит на сторону Шаветты, и с помощью хакерского клуба "Держава Желаний" они расправляются с плохими ребятами, в последней сцене медленно перемещаясь в сторону постели. Все. Если у кого-то было сомнение в том, что хороший герой рано или поздно станет помогать хорошей героине, а упомянутые мельком хакеры еще раз выстрелят под конец, то я прошу прощения за этот абзац. Все равно главное удовольствие нового Гибсона не в сюжете, а в деталях и языке (роман, кстати, традиционно для киберпанка хорошо переведен М. Пчелинцевым и даже снабжен внятными и верными комментариями, за что хочется сказать отдельное спасибо - эта традиция русской переводческой школы была почти забыта за последнее десятилетие).

Ощущение вторичности, возможно, объясняется тем, что хронотоп высокотехнологичного плутовского романа за прошедшие годы эксплуатировали все кому не лень. Интересно, впрочем, что "Виртуальный свет" напоминает не столько "Матрицу", сколько "Настоящую любовь" Тони Скотта и Квентина Тарантино: то же изобилие персонажей-фриков, та же финальная перестрелка как "бог из машины" (в данном случае - в буквальном смысле слова) , тот же драйв - драйв, впрочем, не той нечеловеческой силы, что мы помним по "Невроманту".

Похоже, что Гибсон не только пишет одну и ту же книгу всю жизнь, - беда в том, что он уже написал ее 18 лет назад, и называется она "Невромант". Что ему делать после этого - абсолютно непонятно.

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: