[Индекс] | [Посмотреть ветку] | [Настройки] | [DVDSpecial.ru] |
А что Авалон то этот на видео/DVD планируют у нас выпустить знает кто(-)
Автор:
< >
Дата: 26.07.02, @14:28
' Остров мертвых ' "Авалон" в российском прокате ' ' Сергей Кузнецов ' Для Ведомостей ' 26 июля 2002 ' ' Сегодня, когда слово "культовый" затрепано до полного неприличия, даже как-то стыдно начинать статью словами "на экраны Москвы выходит фильм культового режиссера, почти неизвестного в России". Подобное начало кажется не только неприличным, но еще и невозможным: как это, "культовый и почти неизвестный", да еще в России, где последние пять лет только и говорят, что о культовом кино? ' Однако Мамору Осии - именно такой персонаж. Создатель визитной карточки новой японской анимации - фильма "Призрак в доспехах" - в Москве известен по имени только сравнительно немногочисленным поклонникам аниме. Его новый фильм "Авалон" - первый игровой фильм японского классика, и фильм в высшей степени неожиданный. ' ' Дело, конечно, не в том, что это фильм об игре и реальности - по традиции, заданной eXistanZ Дэвида Кроненберга и "Нирваной" Габриэля Сальваторе. Разработкой этой темы давно никого не удивишь. Тем более неудивительно, что к ней обратился Осии: снятый в 1995 г. "Призрак в доспехах" считался классикой киберпанка еще в те времена, когда ни Сальваторе, ни Кроненберг, вероятно, даже не задумали свои фильмы. ' ' Неожиданно в "Авалоне" прежде всего видение будущего - конечно, это снова огромная помойка, но на этот раз не высокотехнологическая, а по-настоящему нищая. Если не считать компьютеров и шлемов виртуальной реальности, там нет никаких признаков будущего. Не будет преувеличением сказать, что это будущее напоминает наше собственное прошлое в самой мрачной его модификации: жестяные миски в столовой, облупившаяся краска стен, угрюмые лица, согнутые фигуры. Пресс-релиз называет мир фильма "футуристической вселенной коммунистической страны", хотя никаких признаков "реального социализма" в фильме нет - ни тотальной слежки, ни коррупции, ни пропаганды. Точнее было бы сказать, что это мир низкотехнологичной нищеты и убожества, в котором голод стал повседневной реальностью для большинства жителей, - достаточно вспомнить, как жадно ест один из напарников главной героини. ' ' Тем не менее, создавая свое будущее, Мамору Осии определенно держал в голове прошлое Восточной Европы: он даже хотел, чтобы военная форма участников игры напоминала форму Советской Армии (на наше счастье, этого не случилось) , и в конце концов снял фильм в Польше, предпочтя ее рассматривающимся вначале Англии или Ирландии. Мы видим узкие улочки, развалины домов, дребезжащие трамваи, тускло горящие окна - грань между реальностью и игрой размыта с самого начала. Разница только в том, что в реальном мире главная героиня Эш (польская звезда Малгожата Форемняк) - нескладная девушка-очкарик в косо сидящем плаще, а в мире "Авалона" она непобедимый воин одиночка, грациозная, ловкая и прекрасная. Но оба мира сняты в одной и той же желто-коричневой гамме, достаточно непривычной для зрителей киберпанковской фантастики и напоминающей то ли "Сталкера", то ли питерский некрореализм и русское параллельное кино вообще. ' ' Можно понять, что привело Осии к такому решению. Режиссер-новатор, он пытался найти новые, неожиданные стилистические ходы, избежав стандартного изображения будущего как сверкающего огнями реклам мегаполиса или темного подземелья, где из коммуникаций, напоминающих кишки Левиафана, сочится вода. Его решение неожиданно и визуально изящно - хотя нельзя сказать, чтобы оно сделало просмотр фильма легким делом. Все-таки, идя на киберпанковское кино про виртуальную игру, трудно настроиться на полтора часа монохромного видеоряда. Впрочем, теперь зритель предупрежден. ' ' Избегая предупреждать его о слишком многом, я не стану рассказывать о неожиданных сюрпризах, ждущих на последних минутах фильма. Героиня, конечно, пробьется на высший уровень, существование которого оправдывает название игры (точно так же, как кельтский Авалон - остров, где пребывают души мертвых воинов, высший уровень игры "Авалон" - место, где пребывают виртуальные двойники впавших в кому игроков). Но этот уровень называется "Реальность", и только зритель фильма может понять почему. ' ' Сочетание польской актерской школы (все роли в фильме исполняют поляки) , японских спецэффектов, музыки и звука дает странный эффект. Джеймс Кэмерон назвал "Авалон" самым красивым, художественно совершенным и элегантным научно-фантастическим фильмом. Мне кажется, что создатель "Терминатора" и "Чужих" несколько преувеличил успех первого игрового фильма Мамору Осии - но в любом случае "Авалон" заслуживает того, чтобы быть увиденным не как странное японское кино, где все почему-то говорят по-польски, а как творение настоящего мастера - пусть даже и не самое удачное. ' |
Сообщения в ветке